Дело в том, что ФНС России в течение последних лет предписывает горнодобывающим компаниям уплачивать его в размере 5,5 процента от себестоимости, причем не добытого строительного камня, а продукта переработки - щебня (сегодня это около 40 рублей за тонну). В итоге фискальная нагрузка на крупнейшие предприятия отрасли значительно возросла, а подходы территориальных налоговых органов вызывают спорные оценки, признают в минстрое.
Челябинская область относится к тем территориям, где изменения вызвали большой резонанс в предпринимательском сообществе. Как подчеркивали правозащитники, причиной конфликтных ситуаций стал пересмотр правоприменительной практики без изменения самого налогового законодательства. Чтобы избежать разночтений в будущем, они предлагали скорее устранить возникшую двусмысленность, тем более что она затрудняет и выполнение нацпроектов, ведь чтобы компенсировать выросшие издержки, предприниматели подняли цены на щебень для строительной индустрии и дорожников.
Насколько неоднозначной оказалась ситуация, показали судебные слушания, в которых из региональных горнодобытчиков участвовал Биянковский карьер - одно из градообразующих предприятий города Миньяра ("РГ" неоднократно обращалась к этой теме). В результате одни судебные инстанции признавали правоту налоговиков, другие - недропользователей.
- Телефоны разрывались после постановления апелляционного суда, принявшего нашу сторону, - вспоминают в компании. - Звонили коллеги из Карелии, Московской, Ленинградской, Кемеровской и других областей, просили поделиться подробностями, копиями документов.
Однако кассационная инстанция вернула разбирательства в исходную точку. Эти юридические "качели" дезориентировали не только участников процесса, но и всю отрасль, поскольку проблема приобрела федеральный масштаб.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров с 2019 года многократно направлял обращения руководству региона, в федеральный центр. Проводились экспертные встречи, совещания, круглые столы, чтобы донести до заинтересованных сторон: изменение правоприменительной практики делает легитимным и доначисление налога за последние три года, а это грозит компаниям отрасли серьезным финансовым уроном. Только для предприятий Южного Урала, по экспертным оценкам, сумма могла составить около двух миллиардов рублей, хотя ранее ежегодные поступления НДПИ в бюджет области не превышали 148 миллионов. Ситуацию с налогом на добычу полезных ископаемых, которая могла обернуться рядом банкротств, бизнес-омбудсмен недавно включил в свой ежегодный доклад как системную проблему. Поэтому намерения правительства РФ снизить ставку НДПИ защитники бизнеса теперь воспринимают как своевременную и выстраданную победу.