Основной темой станет координация потока вооружений, направляемых разными странами для ВСУ. Первая встреча этой группы стран состоялась в очном формате в апреле на авиабазе Рамштайн в Германии, после чего американцы предложили проводить их ежемесячно. Одним из знаковых решений тогда стали договоренности о поставках на Украину тяжелых артиллерийских систем и других вооружений западного образца, поскольку до этого основной поток состоял из более легких типов оружия, включая противотанковые комплексы и переносные ЗРК Stinger. Например, США стали передавать ВСУ 155-миллиметровые гаубицы M777.Последний пакет помощи Вашингтона на сумму в 100 миллионов долларов на прошлой неделе включал в себя артиллерию и боеприпасы к ней, РЛС для контрбатарейной борьбы.
Теперь в Киеве призывают западных партнеров расширить перечень поставляемой техники для дистанционного ведения боевых действий, в первую очередь за счет современных систем РСЗО, например, американских M142 HIMARS, и дальнобойных боеприпасов к ним. Пока администрация США не передавала свои РСЗО. Как утверждала на прошлой неделе газета Politico, в Белом доме опасаются, что ВСУ могут применить их по территории России, что могло бы привести к расширению конфликта.
Но если Белый дом передумает, то формально и деньги, и полномочия у президента Джозефа Байдена на это есть. На днях он подписал закон о выделении около 40 миллиардов долларов на поддержку Украины, в том числе в военном плане, а неделей ранее утвердил закон о ленд-лизе, который дал возможность по ускоренной и упрощенной процедуре отправлять широкий перечень вооружений не только Украине, но и странам Восточной Европы.
Вместе с тем в западной прессе все заметнее набирает обороты дискуссия о том, насколько целесообразно и дальше наращивать военную поддержку Украины. Заметный резонанс в конце прошлой недели вызвала редакционная статья в The New York Times на этот счет. Издание не отказывается от своих ранее звучавших тезисов о поддержке Украины, но отмечает, что американские чиновники говорят о "все более непредсказуемой и потенциально эскалационной траектории конфликта между Россией и Украиной". На фоне этих угроз газета указывает, что все же "не в интересах США вступить в полномасштабную войну с Россией".
Авторы призывают президента Байдена ответить американцам "на множащиеся вопросы о продолжающемся вовлечении США в конфликт", поскольку "цели и стратегию США стало сложнее рассмотреть". В противном случае Белый дом "рискует растерять заинтересованность американцев в поддержке Украины, а также ставит под угрозу долгосрочные мир и безопасность в Европе".
По мнению газеты, на фоне экономических проблем внутри США двухпартийная поддержка Украины "более не гарантирована". Снижение ее уровня уже заметно: голосование по законопроекту о выделении 40 миллиардов долларов на помощь Украине было не единогласным. Против проголосовали 57 из 450 конгрессменов в Палате представителей и 11 из 100 сенаторов.
Авторы колонки отмечают, что возвращение военным путем границ Украины к их состоянию до 2014 года "не является реалистичной целью", поэтому "если конфликт должен завершиться переговорами, то украинским лидерам необходимо будет принять болезненные решения по территориальным вопросам, которых потребует любой компромисс". Чтобы ожидания Киева совпадали с реальностью газета предлагает Байдену дать понять Владимиру Зеленскому: "Есть предел того, насколько далеко США и НАТО готовы зайти в противодействии России. Есть предел и вооружениям, деньгам и политической поддержке, которые может предоставить Запад".
Схожую идею выразил бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, предложивший Евросоюзу сформулировать предложения о мире и убедить Киев принять те вопросы, которые ставит руководство России.
Такая точка зрения ожидаемо вызвала резкую критику со стороны Киева, а также Варшавы. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий скептически воспринял те предложения об урегулировании, которые ранее выдвинула Италия, заявив, что выступает против "мира любой ценой".