Выступление Мануэллы Арнольдовны перед руководителями компаний, участвующих в нацпроекте, было организовано Региональным центром компетенций (РЦК) в сфере производительности труда. По словам его руководителя Камиллы Волосской, когда инструменты бережливого производства внедрялись на "Точмаше", для них еще не существовало названий, специалисты применяли их по большей части интуитивно, выстраивая одну из первых в стране систем повышения производительности труда.
- Когда мы три месяца назад впервые встретились с Мануэллой Арнольдовной, она показала нам свои архивные данные. Это потрясающие сведения, которые были собраны в ручном режиме, часть из них перенесена на миллиметровую бумагу, – рассказывает Камилла Волосская. – Тогда не было никакой автоматизации, все было рассчитано на калькуляторе. Графики и карты потоков, которые мы сегодня составляем вместе с нашими компаниями, были грамотно прописаны еще в 1960-х годах. Доля несоответствующей продукции – это один из показателей, на который мы всегда обращаем внимание. Опыт по снижению доли брака, который Мануэлла Арнольдовна готова делится, уникален. Система комплексного анализа продукции, заработавшая в то время на "Точмаше", позволила снизить выпуск бракованной продукции почти на 40 процентов.
Не секрет, что "Точмаш" работал и на оборонзаказ. Система комплексного анализа продукции впервые заработала на линии производства аппаратуры для авиапромышленности. В начале в специально созданном отделе трудилось менее тридцати человек, но через несколько лет в штате было уже более шестидесяти специалистов. Позже успешный опыт внедрения информационно-аналитической системы позволил перенести его принципы и на производство магнитофонов, выпускавшихся гораздо более крупными партиями, нежели авиаприборы.
Мануэлла Дмитриева с гордостью представляет схему, по которой было выстроено производство. Ветеран ВОВ общается с молодыми руководителями на равных, объясняя особенности того или иного этапа. Первым советским специалистам бережливого производства пришлось столкнуться с массой проблем.
- Когда готовые изделия не проходили испытания на долговечность, только тогда прекращалась отгрузка и информация об этом доходила до директора. Специалисты брали отказавшее изделие, изучали, делали какие-то выводы. Но эти выводы не отражали того, что происходило на самом деле в процессе производства деталей. Никто не смотрел на движение изделия по линии. Только внедрив систему комплексного анализа, нам удалось ввести в практику так называемый листок партии продукции, где каждый день монтажа записывались все параметры изделия на том или ином этапе технологического цикла, – вспоминает Мануэлла Дмитриева.
Систему бережливого производства на "Точмаше" выстраивали независимо от мировых практик – никакой литературы на этот счет еще не было. В 80-е опытом "Точмаша" заинтересовались в правительстве СССР. Однако последовавший вскоре развал Союза и десятилетие промышленного «застоя» поставили крест на продвижении инициатив завода.
Но и в 2000-е Мануэлла Арнольдовна продолжала писать в администрацию президента, предлагая рассмотреть новосибирский опыт на государственном уровне. Ее услышали в 2021 году. Теперь РЦК и Агентству инвестиционного развития Новосибирской области предстоит проанализировать возможности внедрения опыта "Точмаша". При этом два новосибирских предприятия уже пригласили Мануэллу Дмитриеву на производство, чтобы она могла проанализировать возможные недочеты и дать необходимые рекомендации.
- Изучив схему, предложенную Мануэллой Арнольдовной полвека назад, я поняла, что нечто подобное мы реализовали за последние шесть лет и на нашем производстве, – отмечает Альбина Бондарева, заместитель начальника производства и руководитель проектного офиса компании "Нео-Пак". – У нас есть сбор и анализ информации, диспетчерская и распределительная функции. Но очень интересен, например, вопрос сбора обратной связи. А также возможности внедрения метода «красной ручки», характерного для японской промышленности: когда при возникновении проблемы полностью останавливается производство. Как я понимаю, на "Точмаше" еще в то время было организовано нечто подобное.
- Любое производство мне всегда представлялось как живой организм, – подчеркивает Мануэлла Дмитриева. – И в этом смысле полезно вспомнить, как на протяжении веков развивалась медицина. Это был "метод ползучего эмпиризма". Точно также еще в первой половине XX века пытались оздоровлять производство. Наша система комплексного анализа позволила перейти к научному подходу решения проблемы.