Конечно, нужные фильтры и подшипники сразу не появятся. Но поставить на производственный конвейер вместо вчерашнего импорта свои узлы и комплектующие - вполне реальная задача. Проектные мощности под это дело создаются солидные. В Беларуси уже отобрано 47 приоритетных импортозамещающих проектов с объемом инвестиций около 8 млрд рублей. Речь о таких серьезных позициях, как коробки передач, задние мосты автомобилей, гидроусилители. Сейчас определяется, кто и где будет выпускать ту или иную замещающую продукцию и в какие сроки. Так, в этом году по плану Минского облисполкома намечено выпустить импортозамещающей продукции на 1,716 млн долларов, что на 15,2 процента больше, чем в 2021 году. Из этого количества на экспорт уйдет товаров на 1,055,6 млн долларов, или на 113,7 процента больше прошлогоднего. Имеется в виду производство профилей полых из алюминиевых сплавов, легковых автомобилей, дизельных двигателей "МАЗ-Weichai", изделий из пластмасс - всего несколько сотен позиций.
- Сегодня для Беларуси импортозамещение одновременно масштабный национальный проект на миллиарды долларов и комплексная стратегия развития, - резюмирует первый заместитель министра экономики Беларуси Юрий Чеботарь. - В прошлом году произведено импортозамещающей продукции почти на 20 миллиардов долларов. Более половины ее ушло на экспорт.
Эта работа ведется в тесной кооперации с российскими коллегами. Определены пилотные направления сотрудничества - фармацевтика и автомобилестроение, малотоннажная химия и сельхозмашиностроение, электронные компоненты и интегральные схемы. Беларусь очертила круг предприятий, имеющих для этого мощности и наработки. Список направлен российским партнерам для организации продуктивного взаимодействия. Параллельно изыскиваются источники финансирования инвестиционных проектов, которые помогли бы заместить импорт, выйти с конкурентоспособной продукцией на рынки третьих стран. Причем Россия будет участвовать в финансировании таких совместных программ, заявил Премьер-министр Беларуси Роман Головченко:
- Это не возврат к плановой экономике, но в нынешних турбулентных условиях абсолютная необходимость - обеспечить как минимум гарантированные взаимные поставки оборудования.
К слову, Беларусь и Россия уже договорились о реализации более 10 совместных инвестпроектов по выпуску востребованной машиностроительной, приборостроительной и другой высокотехнологичной продукции. Возможные капиталовложения оцениваются примерно в 2,5 млрд долларов. Предполагается, что банки выделят эти средства промышленникам в виде льготных кредитов.
Масштабы сотрудничества иллюстрируют такие данные Министерства экономики Беларуси: в прошлом году доля белорусского экспорта по машинам и оборудованию в российском импорте составила лишь 3-4 процента, в то время как 10 лет назад - около 11 процентов.
То есть речь идет, по сути, о восстановлении интеграционных позиций, утраченных под давлением западных конкурентов. И в этом видится несомненная польза, поскольку открываются новые возможности для сбыта отечественных товаров. Что показывает, к примеру, экспорт аграрной продукции, где доля Беларуси достигает 25 процентов российского импорта. А значит, это у белорусов будет работа и приличная зарплата, в нашу казну на социальные нужды пойдут налоги.
Теперь важно увязать соответствующую деятельность на разных "этажах" союзной экономики. Вот свежий пример. Белорусская универсальная товарная биржа к концу мая планирует запустить электронную площадку по импортозамещению, сообщил председатель правления БУТБ Александр Осмоловский. По его словам, белорусские специалисты проанализировали все позиции импорта из недружественных стран и вместе с российскими коллегами отработают каждую из них.