Яркая и, что еще реже бывает, долгая судьба в искусстве Маквалы Касрашвили соткана из тысяч выступлений от Москвы до Лондона и от Петербурга до Нью-Йорка, и нескольких десятков оперных образов и множества самых разных концертных программ. Но всегда путеводным в жизни выдающейся певицы оставался именно Большой театр. И причину этого Маквала Касрашвили объясняет просто и ясно:
"Я была на пятом курсе Тбилисской консерватории, когда в середине учебного года неожиданно получила приглашение приехать в Москву, чтобы спеть конкурсное прослушивание в Большой театр. А уже через час после его окончания мне объявили, что я зачислена в стажерскую группу. Я даже не могла мечтать об этом! Тогда я лишь надеялась, что мне повезет быть принятой в труппу Тбилисского театра оперы и балета. И уже потом, конечно, я не мыслила себя без Большого тетра. В личной жизни, допустим, у меня не сложилось, и вся моя жизнь – это моя профессия. Я родилась, чтобы стать певицей. И я живу этим, и считаю себя счастливым человеком. Я состоялась в профессии, и это для меня самое главное".
В начале торжественного гала-концерта было показано несколько фрагментов из опер в исполнении бенефициантки. И тут сразу стало понятно, что художественная планка столь высока, что соответствовать ей будет непростой задачей для всех тех, кто в этот вечер выходил на сцену Большого.
Концерт-посвящение - это на самом деле сложнейший формат, где как в огромном пазле все элементы должны составить единую картину. И программа вечера, безусловно, тут самый важный вопрос. Но будто этим вечером правила китайская принцесса Турандот (кстати, одна из знаменитых партий Маквалы Касрашвили в одноименной опере Пуччини) и постоянно подбрасывала публике загадки. Первая: почему многие из лучших солистов не участвовали и, например, такой голос, как бас вообще не прозвучал в концерте? Вторая: отчего на вечере не было исполнено ни одного фрагмента из русских опер? А ведь Маквала Касрашвили была и изумительной Татьяной в "Евгении Онегине", и Лизой в "Пиковой даме", и Иолантой, и Орлеанской девой в операх Чайковского; Войславой во "Младе" и Февронией в операх Римского-Корсакова. Был упущен момент услышать, почти забытую у нас, к сожалению, замечательную музыку Отара Тактакишвили. А ведь Маквала Касрашвили первая исполнительница партии Тамар в опере "Похищение луны" на сцене Большого театра.
Концерт же оказался сосредоточен на итальянской опере с незначительными "модуляциями" в сторону Моцарта или французской оперы. Программа, с одной стороны, не всегда отражала страницы творческой биографии бенефициантки, а, с другой, будто подчеркивала, как много произведений из подлинной оперной классики не представлено в репертуаре Большого театра, и что некоторым певцам еще предстоит пройти огромный путь к вершинам мастерства, чтобы заслуженно быть солистами первого театра страны.
И все же, несмотря ни на что, камертон концерту задало несколько прекрасных выступлений. Альбина Латипова предстала очаровательной Сюзанной в арии Deh vieni, non tardar из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро», Анна Аглатова - обворожительной Виолеттой в дуэте (с Липаритом Аветисяном) Parigi, o cara из "Травиаты" Верди, а Василий Ладюк явился харизматичным королем Альфонсо в арии Vien, Leonora, a’ piedi tuoi из оперы Доницетти "Фаворитка". Бремя же звездного лидерства и доказательства того, что все же можно надеяться на преемственность выдающихся исполнительских традиций, пало на плечи Хиблы Герзмава. Певица была восхитительна в образах знаменитых актрис – Адриены Лекуврер в арии Io son l'umile ancella из одноимённой оперы Чилеа и Флории Тоски в молитве Vissi d'arte, vissi d'amore из одноимённой оперы Пуччини.
Главная героиня за всем происходящим наблюдала из ложи и лишь в самом финале вечера вышла на родную сцену. И тут зал разразился стоячей овацией, какой давно не слышали эти стены. Все закономерно: очень трудно дотянуться до настоящей звезды.