Корреспонденты "РГ" присоединились к таким смельчакам, чтобы рассказать читателям: стоит оно того или нет и каково же это - почувствовать себя птицей.
В поисках приключений отправляемся в станицу Константиновскую, расположенную рядом с городом Курганинском. Это в 200 километрах от Краснодара, за границей временного режима полетов. Когда он будет снят, то на Кубани, как и прежде, парапланы смогут подниматься в воздух где угодно. Самыми популярными и красивыми местами для этого являются Анапа, Таманский полуостров, Геленджик и Северский район. Подниматься в воздух разрешено также в Сочи. Но поверьте, чтобы почувствовать себя птицей, стоит проехать и тысячу километров.
За помощью в организации полета мы обратились к президенту Федерации сверхлегкой авиации Краснодарского края Сергею Рыбальченко и встретились с ним как раз на поляне, аккредитованной для полетов.
- Это "паралет", - показывает Сергей, разгружая оборудование. - Тележка, рассчитанная на подъем двух взрослых человек, с двигателем и пропеллером. Она из титана, поэтому прочная и легкая. Помещается вот - в обычном автомобильном прицепе. А крыло в сложенном виде занимает лишь одну сумку-баул.
Он летает уже 12 лет и за это время ни разу не делал перерыв больше месяца. Ведь на Кубани даже зимой можно летать - стоит только одеться потеплее.
За летний сезон на "мягком крыле" успевают побывать свыше трех тысяч туристов. А еще пару лет назад это число было вдвое меньше.
- Популярности парапланеризма способствует то, что само оборудование достаточно дешевое, а летательные аппараты весом до 115 кг не подлежат регистрации, - поясняет Рыбальченко. - Взлетная полоса нужна всего 50-70 метров. В самом же полете завораживает то, что отсутствуют ограничения: нет кабины, нет крыши. А маленькие скорости позволяют рассмотреть все, что находится на земле. Поэтому с каждым годом у туристов интерес все больше.
...Впечатления от первого полета - самые яркие. Ощущение, что сидишь в маленьком узком кресле, к которому пристегнут ремнями безопасности. Тележку с пропеллером и крыло, поднимающее тебя в воздух, не видишь, потому что они позади. И вот мотор взревел, и кресло, на котором ты расположился, вдруг начинает разгоняться до скорости 60 километров в час, отрывается от земли - и летит! И ты летишь вместе с ним. Страшно до жути! Но оторопь быстро проходит, и ты понимаешь, что... летишь!!! Нет кабины, нет бортов, нет никаких ограничений! Только сам на этом бешеном кресле, к которому пристегнут, что вызывает дикий восторг, который не передать! Внизу проплывают поля и деревья, люди кажутся крошечными, машут руками. И вдруг - утка (а-а-а-а!), неизвестно откуда оказавшаяся рядом, с большим удивлением на нас посмотрела. Мол, что вы тут делаете? Она шарахнулась в сторону и улетела. А может, мы ее просто обогнали. Всего минут десять захватывающего полета, но эмоций столько, что кажется, будто прошел час. Потом Сергей через микрофон говорит в наушники, что пора возвращаться, и разворачивает параплан на посадку. Земля бежит тебе навстречу, и кажется, что ты вот-вот в нее воткнешься - колеса-то у тележки невысокие и все очень близко. Но потом чувствуешь соприкосновение с грунтом, и всего метров через 30 уже останавливаемся. Можно вылезти из тележки и перевести дух.
Технически параплан может подняться на высоту до 4 километров, но пилоты почти никогда этого не делают: управлять там опаснее и сложнее, а на земле мало что видно.
Инструкция для начинающих
Для тех, кто летит на параплане в первый раз, есть несколько базовых правил, которые, подчеркивает Сергей Рыбальченко, надо обязательно соблюдать:
- Как бы ни радовала солнечная погода, перед полетом оденьтесь теплее, если не хотите замерзнуть. На высоте 200-300 метров при скорости даже 60 километров в час значительно холоднее, чем на земле.
- При взлете и посадке не выставляйте в стороны руки и ноги. Их лучше прижать к себе и сгруппироваться, чтобы случайно не получить перелом или ушиб.
- Выложите из карманов любые ценные вещи, которые могут выпасть.
- Если в полете вы будете снимать на фото- или видеокамеру, обязательно зафиксируйте на руке страховочный ремень от нее, чтобы аппаратура не улетела.