26.05.2022 10:27
Санкт-Петербург

В Петербурге откроют выставочно-образовательный центр народных ремесел

Текст:  Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №112 (8760)
В одном из крупнейших универмагов Северной столицы на Невском проспекте при поддержке Минпромторга и проекта "АРТистократия" появится выставочно-образовательный центр народных ремесел. О начале проекта будет объявлено во время ПМЭФ-2022.
Читать на сайте RG.RU

Это будет центр нового формата, совмещающий в себе функции магазина, выставочного зала, лаборатории-мастерской, лектория, пресс-центра, учебного класса.

Что касается выставочного зала, то он будет создан по принципу ВДНХ, то есть демонстрировать все лучшее, что предлагают НХП (народно-художественные промыслы). Кстати, аббревиатура НХП возникла еще на заре советской власти и до сих пор сохранилась. Но число самих производств со временем значительно уменьшилось. Было порядка тысячи, осталось всего триста. Из них многие потеряли некогда занимаемые большие производственные площади и ютятся в маленьких мастерских. Большинство таких производств - на грани выживания. Да, они могут получить льготы от государства, но, как показывает практика, не всегда льготы спасают. Если для продукции хронически не находится рынка сбыта, предприятие так и останется под угрозой закрытия.

Как пояснила Елена Кравец, руководитель проекта, выставка будет организована таким образом, чтобы показать: изделия НХП могут отлично вписаться в современный интерьер и стать предметом гордости владельца, а не вещами, которые пылятся где-то в шкафу и которые, по сути, не нужны и просто жалко выбросить. Подносы, шкатулки, доски, ложки-поварешки и прочие предметы на самом деле вполне могут конкурировать с европейскими брендами. Главное - как их подать и в каком формате выпускать.

Как в Вологде зарабатывают, сохраняя удивительный старинный промысел

- Промыслы - разные, но проблемы - схожие. Не хватает сырья (например, часть традиционных поделок из дуба вынуждены делать из клена), плохой маркетинг (продукции нет не только в сетевых магазинах, она практически отсутствует на крупнейших торговых интернет-площадках), недостаточное знание потребительских предпочтений. Скажем, одна из мастерских, специализировавшаяся на очень красивых головных женских повязках с золотыми нитями, значительно укрепила свои позиции после того, как в ассортимент ввела сумочки с тем же орнаментом и золотыми нитями. Просто потому, что головные повязки женщины на работу не наденут, а вот сумочку - возьмут. Другой пример: у производителя перестали "идти" кружки - сделали приоритетными ключницы и подставки, - комментирует Елена Кравец.

В планах центра - открытие точек франчайзинга по регионам

Как ни странно, производители изделий НХП порой даже не могут правильно составить калькуляцию на свои изделия. Так, одна из фирм выставляла изделия по цене значительно ниже себестоимости, не заложив в ценник ни стоимость материала, ни зарплату, ни коммунальные услуги.

- Мы хотим объединить производителей НХП, чтобы успешные делились опытом с отстающими. Предполагаются занятия по маркетингу, составлению бизнес-плана. Еще одно направление работы будущего центра - лекции для историков, дизайнеров, художников, да и для всех желающих, а также мастер-классы. Мы очень мало знаем о промыслах. К примеру, очень красивая мезенская роспись. Даже не подозреваем, что каждое изделие (если правильно выполнено) наполнено древними символами. Это целые послания, которыми люди обменивались еще в древние времена, - подчеркнул Лев Львович, арт-директор проекта. - То есть нам предстоит "заново открывать" культуру наших предков.

Что касается непосредственно магазина, то в планах - продажа изделий не только в конкретном универмаге, но и открытие точек франчайзинга по регионам. Чтобы регионы имели возможность заказать конкретные вещи ручной работы, а не китайские подделки, продающиеся повсеместно, в том числе под изделия Гжели.

Как ремесленный бизнес СЗФО "перекраивается" с учетом рыночной реальности
Санкт-Петербург