Супруги заинтересовались неофициальным искусством 40 лет назад, живя в Одессе. Специальных знаний у них тогда не было: он - военный, она - врач. Однажды Юрий случайно познакомился с начинающим художником Александром Ройтбурдом (1961-2021) и купил у него две картины - "Август и Сивилла" и "Фрагмент". На воронежской выставке они занимают видное место.
- Это был эмоциональный порыв, ни о какой коллекции мы не думали: молодая семья, маленькие дети - бюджет весьма ограничен. Прошло довольно много времени, прежде чем начали приобретать другие работы, - рассказала "РГ" Ольга Сидорова. - Но муж увлекся, смотрел художественные альбомы, много читал о направлениях в живописи. У него возникло желание приобретать работы модернистов. Я его поддержала сначала просто как жена… А потом так втянулась, что стала инициатором некоторых покупок. Юрия особенно интересует авангард, и он теперь точечно отбирает те произведения, которые помогают показать это направление. Мы не миллионеры, которые нанимают галеристов для отбора экспонатов. Всегда ориентируемся только на свой вкус. Иногда муж приобретает картины, которые в меня "не попадают", но я понимаю, что это необходимо для полноты коллекции.
На новой выставке картины развешаны не в хронологическом порядке - видны переклички между авторами разных поколений. То, что когда-то казалось неумелым или экстравагантным, стало обычным приемом.
Самые ранние работы относятся к 1920-30-м годам, это картины выпускников легендарного ВХУТЕМАСа. Они смогли найти себе применение и тогда, когда в искусстве возобладал соцреализм. Нина Кашина, пройдя школу Куприянова, Фаворского и Фалька, иллюстрировала книги издательства "Молодая гвардия", а в войну рисовала плакаты для "Окон ТАСС". Розалия Рабинович - ученица Александры Экстер - преподавала в Доме пионеров. Архитектор-конструктивист Сергей Маслих, работавший в мастерской братьев Весниных, участвовал в проектировании Днепрогэса и Ярославской гидростанции, создании типовых проектов для послевоенной жилой застройки.
- Особое место в экспозиции занимают литографии Александра Архипенко, который одним из первых применил принципы кубизма в скульптуре, и офорт Пабло Пикассо "Сюита Воллара". Также очень ценны для нас работы крупнейших художников-шестидесятников - представителей "второго авангарда": Оскара Рабина и Владимира Немухина, Владимира Стерлигова (ученик Малевича) и Павла Кондратьева (ученик Филонова), - отметил Юрий Сидоров.
Почерк некоторых мастеров этого периода хорошо знаком многим - по изданным в СССР детским книгам и журналам. Владимир Стерлигов сотрудничал с "Мурзилкой", Владимир Лебедев стоял у истоков ленинградской школы иллюстрированной детской книги.
Есть в коллекции и картины более позднего времени - Андрея Гросицкого (один из основателей русского поп-арта), Валентина Хруща ("отец" одесской школы неофициального искусства), Михаила Виноградова (липецкий художник, уроженец Юрьевца).
- Выставка - отражение не только того пути, который прошло искусство в ХХ веке, но и нашей жизни тоже, - добавила Ольга Сидорова. - За каждой картиной - наши знакомства и встречи с художниками, их родными, галеристами - всем тем, что делало нашу жизнь интересной. Раньше мы много ездили, общались, наблюдали за сеансами в мастерских. Только в последние три года стали смотреть и за аукционами в интернете. Два месяца назад нам так удалось купить небольшую работу Натальи Гончаровой "Архистратиг Михаил" (1914). Она художник музейный, поэтому ее работы маслом нам не по карману. А графика - вполне. К нашему увлечению приобщились дети и внуки. Сын однажды купил в антикварном магазине в Липецке три картины Розалии Рабинович - это такая удача!
Выставка продлится до 24 июля 2022 года включительно. Адрес музея: Воронеж, пр-т Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67.
Справка "РГ"
Модернизм - "семейство" направлений в изобразительном искусстве. Первым, еще в 1860-е, начал развиваться импрессионизм (среди знаменитых его представителей - Эдуард Мане, Клод Моне и Огюст Ренуар), следом появились постимпрессионисты (Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген). В первой половине XX века возникло множество других течений: кубизм, фовизм, абстракционизм, экспрессионизм. В 1960-е поиски вышли на новый виток - так, в СССР зародилось такое явление, как "второй русский авангард". Неофициальное искусство в том или ином виде существовало не только в крупных городах России, но и в национальных республиках. И сегодня его развитие продолжается. Художники-модернисты экспериментируют прежде всего с формой, отталкиваясь от канонов классического искусства.