02.06.2022 17:24
Власть

Эксперты ЭИСИ определили контуры идеологии для России

Текст:  Валентина Егорова
Российская газета - Столичный выпуск: №119 (8767)
Кто мы такие, что мы готовы дать своей стране и миру? От ответа на эти вопросы зависит будущее России и ее партнеров, считают эксперты, принявшие участие в "круглом столе" Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) на тему "Какая идеология нам нужна".
/ Евгений Биятов/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Модератор дискуссии, директор Центра политического анализа Павел Данилин напомнил, что статья 13 Конституции РФ прямо запрещает введение обязательной идеологии в стране. Однако, по мнению эксперта, рассуждения на эту тему не нарушают Основной закон. "Но она же необязательно должна быть обязательной, простите за тавтологию, или государственной. В конце концов, возможна разработка национальной идеологии - о целях развития страны и методах, которые необходимы для этого", - отметил Данилин.

Федор Лукьянов: Вступление Швеции и Финляндии в НАТО ставит вопрос о залоге безопасности

Поиски новой идеологии или национальной идеи продолжаются в России не первое десятилетие, с тех пор, когда стало понятно, что идеи коммунизма сдают позиции в общественном сознании. "В период конца 1980-х годов, когда уже все открылось, но еще не начало распадаться, шли очень интересные дискуссии о том, кто мы, куда мы, зачем мы, - напомнил главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. - Потом эти дискуссии оборвались с распадом Союза, когда вся повестка изменилась и стало не до того, надо было выживать". Кроме того, жители бывшего СССР посчитали оптимальным пойти по дороге, проторенной странами Запада.

Лукьянов уверен, что пришло время завершить начатое. "Сейчас есть возможность гораздо более плодотворная, потому что сейчас никакой проторенной дороги больше нет и не будет, мир перестал быть универсальным, и дальше он будет еще больше фрагментироваться по самым разным направлениям", - заявил эксперт. Он считает, что теперь мы сами должны определить, что и как мы делаем, никому ничего не навязывая. "А все остальные будут на это ориентироваться с точки зрения, как строить с нами отношения", - добавил Федор Лукьянов.

Руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов предлагает в этих рассуждениях вообще уйти от понятия "идеология", а вместо этого "поговорить об общих ценностях, важных для всех россиян". "Эти ценности во многом связаны с консерватизмом и с охранительством: это семья, это суверенитет, солидарность. Это те ценности, которые описывают, каким должно быть общество, чтобы наша страна оставалась мощной, суверенной, чтобы она продолжала существовать и - по возможности - хорошо", - пояснил он. Но не консерватизмом единым должны быть богаты российские ценности, уверен Глеб Кузнецов. Речь тут должна идти о будущем, о его образе и о том, каким путем российский народ в это самое будущее придет. По мнению главы Экспертного совета ЭИСИ, эти идеологические ценности выглядят так: социальное государство, высокотехнологичная экономика и сильная, но справедливая власть.

Валентина Матвиенко: Россия возвращается в Африку

А еще россиянам надо меньше оглядываться по сторонам и сократить до минимума внешнеполитическую составляющую в своих идейных установках, добавил к этому Федор Лукьянов. Внешняя политика, пояснил он, на протяжении долгого периода подменяла собой то, что важно для развития страны как общества, государства, системы, способной созидать. "С решением национальных задач и должна быть связана идеология, она не должна отталкиваться от того, как нас видят в мире", - уверен эксперт. Сейчас, подчеркнул он, Россия решает свои национальные задачи, причем связанные не только с безопасностью, но и с самоопределением в идеологическим плане. "Если Россия добивается успеха в выполнении своих задач, выстаивает под напором абсолютно беспрецедентного давления, это само по себе сильно влияет на мироустройство и отношение к нам внешних партнеров. И наоборот - неуспех по всем этим направлениям означает, что дальнейшее мироустройство будет строиться с нашим сильно сократившимся или минимальным участием", - заключил он.

Внутренняя политика