Татьяна Мельникова проработала в местном детском саду с 1991 по 2019 годы и с момента вступления в силу закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" пользовалась региональными льготами.
Когда Татьяна Мельникова досрочно вышла на пенсию, а это право дает ей Федеральный закон № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", льготы за ней сохранялись.
Однако в 2020 году бывшую воспитательницу исключили из числа получателей социальной поддержки на том основании, что региональный закон сохраняет их для пенсионеров лишь при условии, если "на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости" выполнен ряд условий. У Татьяны Викторовны все было по закону, кроме возраста. Вслед за органами соцзащиты суды тоже посчитали, что дата возникновения права на льготы - 55 лет.
- Обжалуемыми нормами существенно ограничены права пенсионеров из числа педагогических работников, вышедших на пенсию досрочно, что привело к снижению уровня их социальной защищенности, - указала Мельникова в своем обращении в КС РФ.
Судьи высшей правовой инстанции страны с толкованием коллег из судов общей юрисдикции не согласились.
Оспоренная норма признана не противоречащей Конституции РФ. Поскольку в системе действующего правового регулирования она, как подчеркнули судьи Конституционного суда, "не препятствует сохранению права на предусмотренные данным законом меры социальной поддержки за гражданами из числа работников образования, которые уволились из образовательных организаций после назначения им страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии по старости, в том числе ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, при том что они отвечали предусмотренным названным законоположением критериям на дату возникновения у них права на эту пенсию".
- Иное истолкование порождало бы необоснованную дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории пенсионеров из числа работников образования исключительно в зависимости от основания назначения им пенсии, - указал КС РФ. - Подобная дифференциация не согласуется с принципами справедливости и равенства. Дело Татьяны Мельниковой подлежит пересмотру.