02.06.2022 20:23
Культура

Ильдар Абдразаков выступает в Петербурге и готовит свой Международный фестиваль

Текст:  Петр Долгоруков
Российская газета - Федеральный выпуск: №120 (8768)
Только что всемирно известный бас Ильдар Абдразаков выступил в гала-концерте "Классика на Дворцовой" в Петербурге и уже готовится к выходам на Мариинскую сцену в спектаклях фестиваля Валерия Гергиева "Звезды белых ночей". А 2 сентября в Москве откроется его пятый по счету Международный музыкальный фестиваль с большой культурной и образовательной программой.
Ильдар Абдразаков в опере "Дон Карлос" на фестивале "Звезды белых ночей". / Предоставлено Мариинским театром
Читать на сайте RG.RU

Концерты и мастер-классы фестиваля впервые пройдут во Владивостоке, Сургуте, Ханты-Мансийске, Красноярске и Норильске. А пока (до 1 июля) идет прием заявок на участие в мастер-классах, которые будет проводить во время фестиваля сам Ильдар Абдразаков, а также его коллеги. Знаменитый певец рассказал о том, как каждому важно слушать свой голос и сохранять высокие оперные стандарты в сложные времена.

Вы только что пели на Дворцовой площади, и начинать летний сезон в Петербурге стало уже для вас традицией?

Ильдар Абдразаков: Для меня Санкт-Петербург - особенное место: город творческого подъема и фундамент моей творческой жизни. Я всегда с радостью приезжаю и выступаю здесь. Я был очень рад принять участие в концерте "Классика на Дворцовой" в День города, в пятый раз за десять лет существования этого проекта. Формат open air довольно сложный, всегда может что-то пойти не так. Но все сложилось, публика реагировала очень тепло. Впереди меня ждут два спектакля с маэстро Валерием Гергиевым и замечательными певцами - Хиблой Герзмавой, Екатериной Семенчук, Нажмиддином Мавляновым, Алексеем Марковым. Мы месяца два назад уже пели с Хиблой впервые вместе в "Дон Карлосе" в спектакле Мариинского театра, теперь выйдем на "Звездах белых ночей".

Музыкальное шоу "Классика на Дворцовой" состоялось в десятый раз

Ваш Международный фестиваль очень ярко стартовал пять лет назад и быстро развивался. Но в последние годы ему приходится выдерживать разные вызовы. Как это влияет на его перспективы?

Ильдар Абдразаков: Влияет, конечно. По нашему замыслу география фестиваля должна была расшириться до Европы и Америки. Нас приглашали в Италию, Северную и Южную Америку, Китай, Корею. Но обстоятельства складываются так, что пока с этим будет очень сложно. Слава Богу, у нас огромная страна, и самородков среди начинающих певцов много. Большинству из них сложно добраться сегодня до Москвы и Петербурга, и мы готовы сами к ним приехать и послушать. Мы поедем во Владивосток, Ханты-Мансийск, Красноярск, другие города. Я пока не так уж хорошо знаю свою необъятную родину, и пришло время узнать. У нас есть прекрасные вокальные школы в Красноярске, Новосибирске. Концерт фестиваля в Норильске будет посвящен Диме Хворостовскому, которого уже пять лет нет с нами.

Дмитрий в свое время делал проект "Хворостовский и друзья", в котором вы тоже принимали участие. И тогда тот проект показывал пример международного сотрудничества, без которого искусство оперы невозможно. Он жил в Лондоне, но всегда помнил о России.

Ильдар Абдразаков: Да, у Димы было много друзей. Я выступал с ним в одном из концертов, и для меня было тогда огромной честью работать с ним. Мы встречались периодически в разных театрах, но сделать совместный концерт для меня - еще совсем молодого, начинающего, было большим шансом. Я помню его слова из интервью: "Вы придете на имя Дмитрия Хворостовского, а уйдете с именем Ильдара Абдразакова". Это я запомнил навсегда. Он часто говорил про Россию, куда его всегда тянуло. Снег он не любил, но россиян и родину - очень. Мы - его современники продолжаем дело, начатое им, и развиваем традицию, заложенную еще Ириной Константиновной Архиповой по поддержке молодежи на мастер-классах.

На этих мастер-классах особенно захватывают моменты педагогического чуда, когда совсем еще не опытные певцы вдруг у тебя на глазах преображаются, начинают правильно дышать, петь, фразировать, мыслить.

Ильдар Абдразаков: Главное, чтобы они это еще запомнили и усвоили, адаптировав к своему вокальному аппарату, не вступая в противоречия с так называемой коридорной кафедрой, существующей в любых консерваториях. Выходит студент из класса после занятия с педагогом, как ему тут же со всех сторон - от сверстников до других педагогов или концертмейстеров, говорят: это он не так делает, то не эдак. Педагог говорит одно, коридорная кафедра - другое, певец начинает теряться, он перестает понимать: как петь, как дышать, как ходить.

Но ваши мастер-классы и созданы для того, чтобы помочь тем, у кого что-то перестало получаться?

Ильдар Абдразаков: Да, и даже в моей биографии есть такой пример. Я занимался у Миляуши Галеевны Муртазиной, вроде бы все у нас стало получаться, но она никак не могла добиться от меня фокусировки на верхних нотах, мой голос немного "заваливался". Однажды приехал в Уфу великий бас Иван Петров и рассказал одну историю о себе, как у него пошел верхний регистр. Он привел пример из своей практики - я представил себе эту картину, и у меня на следующий день открылся верх. Кстати, Миляуша Галеевна признавалась, что сама во время учебы больше знаний получила от низких мужских голосов, передавая их впоследствии нам с братом. Она педагог с уникальным ухом, слышащим, какие мышцы задействованы у певца в процессе пения. Для нее чем сложнее была та или иная вокальная проблема у ученика, тем интересней. Мне, моему брату и всем, кто у нее учился и поет в разных театрах мира, повезло, что мы были ее учениками, я горжусь этим.

Денис Мацуев выступил в Казани на фестивале "Белая сирень"

Сегодня мы теряем связи с европейскими певцами, дирижерами, режиссерами. Что делать, чтобы опера продолжала развиваться, не сбавляла интенсивности?

Ильдар Абдразаков: Надо давать возможность работать своим, много молодежи об этом мечтает. Прекрасные режиссеры есть, как, например, Ляйсан Сафаргулова, моя помощница в работе над "Аттилой" в Уфе, победившая в телевизионном конкурсе молодых режиссеров. У нее отличное режиссерское видение, она прекрасно работает с певцами. Вот таким нужно давать работу: пусть ставят, не боятся ничего. Двери нужно открывать и как можно больше. Молодых талантливых певцов нужно поощрять на государственном уровне, в том числе, и квартирой, и хорошими гонорарами, чтобы не смотрели с завистью в сторону Европы, а радовались профессиональному творчеству в своей стране.

Кстати,

На фестивале "Звезды белых ночей" в Мариинском театре Ильдар Абдразаков исполнит партию Банко в опере "Макбет" 3 июня, а 6 июня - короля Филиппа в "Дон Карлосе" Верди. 15 июня в Московском Доме музыки состоится сольный концерт певца в сопровождении оркестра "Русская филармония" под управлением Фабио Мастранджело.

Классика Санкт-Петербург