04.06.2022 11:10
Общество

В Музее Гаража особого назначения открывает двери "Секретный гараж"

Текст:  Игорь Елков
В субботу на ВДНХ покажут машины советской и современной эпохи, которых… не было. А даже если и были, то в единичных экземплярах, и их мало кто раньше видел.
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Секретный гараж" на ВДНХ

Фантастическую автомобильную техно-вселенную (так сами авторы проекта называют экспозицию) разместили в зале сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России. Выставка открывается 4 июня в 11.00 и продлится до 10 июля. Работает ежедневно с 11.00 до 20.00 кроме понедельников.

Почему автомобили выставлены в музее спецслужб?

"Место подходящее: Гараж особого назначения всегда был секретным, - поясняет организатор Илья Сорокин. - Выставку мы назвали "Секретный гараж", то есть получился топ-секретный артобъект".

Фактически это фантастический гараж, в котором собраны как воплощенные в металле невероятные автомобили, так и картины промышленного дизайнера Андрея Ткаченко.

Когда стоишь центре зала, то первое время трудно справится с эмоциями: что нереальнее - машины или картины? Начну с графики Ткаченко.

Вот одна из картин: гибрид из сверхзвукового истребителя МиГ-21 и спортивного болида. Надпись на фюзеляже: "Главное управление спец. операций МЧС России". Впрочем, российских машин мало. Преобладают советские: пикап ГАЗ-14 с электрическим катером "Чайка" в кузове, спортивная ГАЗ-13 на автоплатформе, экспериментальная гоночная версия "Победы" ГАЗ М20. И еще десятки столь же невероятных идей.

Советские автомобили, музыка XX века и атмосфера старой Москвы: Как пройдет парад ретротранспорта в столице 4 июня

И тут же стоят не менее фантазийные машины из выдуманной техно-вселенной. Оторванные от реальности модели. Стоп! А, собственно, почему они нереальные? Посреди зала - вездеход-амфибия "Арго". Его создали на Челябинском тракторном заводе в одном-единственном экземпляре в 1967 году. Восемь огромных колес с системой автоматической подкачки, полный привод, двигатель от "Победы". Допускалось применение гусениц, их надевали прямо на колеса. Кузов из алюминия, из двух герметичных секций, шарнирно-сочлененный. Вес 1,5 тонны. В серию "Арго" не пошел по причине революционности, футуристичности и непрактичности. Просто чудом сохранился.

Подхожу, рассматриваю. Взгляд наталкивается на наклейку на кузове: "Движка нет. Установлен реактор", и символ ядерной опасности.

А на соседнем ГАЗ-12 Raggare под стеклом огромная табличка "Заражено". Не знаешь, что и думать...

Впрочем, умом "Секретный гараж" не понять. Экспозиция, как поясняют организаторы, не для расширения технических познаний, а для того, чтобы окунуться в мир нереального. Никакого ядерного реактора на челябинской амфибии, конечно, нет. Это у авторов выставки такой своеобразный юмор. И Raggare экологически безвреден, иначе кто бы его пустил в музей ФСО.

На ВДНХ открыли выставку "Секретный гараж"

К слову, Raggare это название культового шведского фильма 1959 года, он о банде молодых водителей. Кино оказалось больше чем просто кино, став толчком для массовой социальной эпидемии: рок, секс и огромные американские автомобили. Нашлись и у нас буйные головы, которые решили: а почему именно американские авто? Давайте перенесем в ту прекрасную эпоху советскую машину. Выбрали ЗИМ (так завод назывался до 1957 года), он же ГАЗ-12. Машина интересная, в ее дизайне можно разглядеть и элементы и "Победы", и "Кадиллака" конца 1940-ых.

Главная изюминка "Секретного гаража": нет менторства, имеете право предложить любую версию, вплоть до безумной. Самому Илье Сорокину (он реставратор олдтаймеров и владелец уникальных авто) вездеход "Арго" кажется пришельцем из романов фантаста Ивана Ефремова, в частности из "Туманности Андромеды". Другие уверяют, что челябинская амфибия нас отсылает к "Человеку-амфибии" Александра Беляева: да вы только посмотрите на "жабры" алюминиевого "Арго"!

Ретрокар Wey Dream стал серийным и получил полный привод

Сколько людей - столько мнений. Никто не спорит. Хотя нет, я поспорил с редакционным фотографом о реалистичности проекта мотоцикла, который больше напоминал байк из старых версий фильмов про Джеймса Бонда. По-моему, на нем просто не усидеть. Зато сошлись во мнении, что обе представленные модели Hot-Rod не для наших дорог. Дорожный просвет - несколько сантиметров, на первой рытвине кузов полетит в одну сторону, подвеска в другую.

Что еще за Hot-Rod? Сейчас переведу на русский язык. Это не конкретное авто, а идея - как бедным водителям лихачить веселее и задорнее богачей. Придумали в США. Когда американцам хотелось погонять на спортивном авто, а денег было только на обычный, то они снимали с машины все лишнее: капоты, бамперы, стекла. Уменьшали вес и клиренс, форсировали двигатель. И - по газам… В "Секретном гараже" представлены два хот-рода: Ford-A 1929 года и Iron Head (фантазия из узлов, деталей и агрегатов ЗиЛ-157, ГаЗ-69, ЗиЛ-130, "Москвича-400", "Победы" и "Волги").

Но, по-моему, самая яркая звезда выставки: гоночный Москвич-407 Купе. Таких собрали два, оба в 1962 году. До наших дней не сохранились, на ВДНХ выставлена их точная копия.

Авторитетно

К ретро автомобилям всегда повышенный интерес. Можно ли наладить серийный выпуск копий старых автомобилей? Будет спрос?

- Технически это реально, - отвечает организатор "Секретного гаража Илья Сорокин. - Но не нужно, ведь техника должна двигаться вперед. А старое мы должны любить, потому что оно нам дорого как память.

Гоночная версия Москвича-407 у вас в эпицентре внимания. А власти Москвы как раз решают, чем загрузить мощности завода "Москвич".

Илья Сорокин: Чтобы подготовить Москвич-407 к выезду, нужно провести ряд профилактических работ. И такие работы надо проводить ежемесячно. Просто потому, что это авто 1960-ых годов. Я не говорю о сложности технического содержания автомобиля 1930-ых годов.

Пять удивительных "Москвичей", о которых вы не знали

А если сохранять внешний вид старых машин, но поставить современную начинку?

Илья Сорокин: И это будет совсем караул. Есть классический Beetle: "Фольксваген Жук". А есть New Beetle, внешний вид и название которого отсылает к легендарному предку. Не знаю, как для кого, но лично для меня это разные машины по степени легендарности. И вообще, если какой-то западный бренд производит линейку из, скажем, десятка моделей, то он может себе позволить заигрывать с чувством ностальгии потенциальных покупателей. В этом случае можно сделать и условный New Beetle. Он найдет своих приверженцев. А если "Москвич" будет делать реплики старых автомобилей, то техническим прогрессом это нельзя назвать. Олдаймером такая машина все-равно не станет.

Тогда надо делать современную реплику. Скажем, самый первый "Москвич" - это "Опель Кадет" 1930-ых годов: он же вызовет прилив доброй ностальгии.

Илья Сорокин: А точную копию мы не сможем сделать. Просто потому, что она не пройдет по нормативам безопасности. И еще, мы же привыкли, что сегодня на наших машинах нужно лишь подливать жидкость в бачек омывателя. А на Москвиче-400 т.н. обслуживаемая аккумуляторная батарея, за ней уход нужен. И масло будет подтекать из-за принудительной смазки. И вообще, будет масса неудобств, которые были нормой для автолюбителей прошлых эпох. Мы от такого отвыкли.

Остается просто любоваться сохранившиеся старинными авто?

Илья Сорокин: Именно так, остается любоваться.

Есть разный подход к эксплуатации раритетов. Кто-то своими руками восстанавливает уникальные машины, а потом их безжалостно выгоняет в лес, на ралли. Так поступает группа реставраторов и коллекционеров, которые объединены в команду "Моторы войны". Другие, напротив, сдувают с раритетов пылинки. Вам что ближе?

Названы самые популярные цвета автомобилей в России

Илья Сорокин: Все машины разные. Например, к 70-летию товарища Сталина трудящиеся Чехословакии преподнесли ему подарок. Лучшие рабочие завода Letov из пригорода Праги собрали эксклюзивный вариант малолитражки Aero Minor. Комплектующие покупали не за счет казны, а за деньги, заработанные на субботниках. В 1949 году машину на поезде (подарков было много, более 500, включая машины от Skoda и Tatra, мотоцикл и самолет) доставили в Москву. У Minor насыщенная биография. В конце концов работала в московском роддоме, была списана и продана в частные руки. Мы Minor нашли в 2013 году в городе Ардатове: машина стояла под навесом в огороде с 1975 года. Проржавела, но сохранила большинство оригинальных деталей. Реставрировали ее бережно и педантично, вплоть до того, что пересаживали ворсинки из обивки салона в те места, где они вытерлись.

Можно ли на такой машине ездить? Я думаю - да. Например, символично вывести на старт в ралли… А затем - на эвакуатор, и назад в музей. Но какие-то из старых машин массовых серий, наверное, можно эксплуатировать менее бережно.

А сами на чем ездите?

Илья Сорокин: Я часто участвую в ретро-ралли. На тех машинах, которые отвечают критериям шоу. Это могут быть и советские машины, и мерседесы соответствующей эпохи. При этом нельзя сказать, что у меня большой личный гараж.

Так, а где машина Сталина от благодарных чехов?

Илья Сорокин: Сейчас - в запасниках Политехнического музея, хотя принадлежит мне.

А повседневно на чем?

Илья Сорокин: Олдаймер для повседневности не подходит. На машине надо попадать вовремя в те места, куда едешь. Повседневно я езжу… Да это неинтересно. Это просто колеса. По-настоящему интересные машины здесь, на выставке.

Москва Ежедневник Образ жизни