Пять удивительных "Москвичей", о которых вы не знали

Известие о возвращении автобренда "Москвич" в родную гавань разделило автомобилистов на оптимистов и пессимистов. Кто-то радуется, кто-то злится.
Московский внедорожник в стилистике американского "Виллиса". Не пошел в серию, и со временем приоритет был отдан ВАЗу с его "Нивой".
Московский внедорожник в стилистике американского "Виллиса". Не пошел в серию, и со временем приоритет был отдан ВАЗу с его "Нивой". / Из открытых источников

Исследователи "ПРО Бренд" выяснили, что 33% опрошенных допускают приобретение автомобиля "Москвич", если цена будет адекватной. А 46% заявили, что российскую машину ни за что не купят. Скептики - заложники обывательских стереотипов: "Москвичу" до иномарок как... А ведь на заводе были удивительные проекты. Мы их просто не знаем. А стоило бы - судите сами.

Советский джип на базе Москвича

В 1957 году был собран внедорожник "Москвич-415": советский компактный джип для села.

На заводе творчески изучили опыт проходимцев-иномарок. Не забудем, что СССР получил из США по ленд-лизу 50 тысяч внедорожников: Dodge WC, Willys MB, Ford GPA и Bantam BRC-40. Внедорожник "Москвич" стилистически ближе к "виллисам".

Машиной в первую очередь интересовались военные. Но армии он не приглянулся: откровенно слабый 35-сильный двигатель, много "детских болезней".

Двигатель заменили на более достойный, родовые "болячки" подлечили - и к 1960 году у нас появился неплохой внедорожник.

Почему не пошел в серию? А на заводе не хватило производственных мощностей. Ведь легковые "Москвичи" неплохо продавались на Западе. В середине 1960-х 45% "Москвичей" отправляли на экспорт. А в конце 1960-х - 60% машин с конвейера отгружались в Бельгию, Нидерланды, Францию и Скандинавию. Экспорт был в приоритете, заботы родного села отошли на второй план.

В 1970-х внедорожник еще раз попытались запустить в серию, но история повторилась. Опять не хватило сборочных мощностей.

Москвич-2144 "Истра"

В 1985 году правительство предложило автозаводам создать "автомобиль будущего". На "Москвиче" не стали ограничивать полет творческой фантазии.

"Москвич-2144" "Истра": алюминиевый кузов, двери открываются вверх, на лобовом стекле - информация о главных параметрах, как на истребителях 4-го поколения. Замечу, что в 1980-е пилоты летали на истребителях попроще, без такой индикации. На "Москвиче" реально заехали в будущее.

А еще ночью на лобовое стекло "Истры" с прибора ночного видения выводилось изображение людей и животных на дороге.

"Истру" можно увидеть в московском Музее ретроавтомобилей на РогожскомВалу. Авто существует в единственном экземпляре, но что это за экземпляр! Фото: Из открытых источников

И никаких тебе банальных аварийных лампочек "проверь двигатель". Бортовая система самодиагностики выводит на экран информацию о том, что вышло из строя, и о способах устранения неисправности.

Мотор - многотопливный турбодизель, работающий даже на рапсовом масле. Скорость - до 185 км/ч, расход топлива на 100 км - от 2,2 до 3,5 литра. Ну не чудо?

АЗЛК-2139 "Арбат"

Это прорывной и незаурядный минивэн, созданный на основе легкового серийного "Москвича-2141".

Семиместный "Арбат" начали разрабатывать в 1987 году, в металле опытный образец появился в 1991-м. На него возлагали большие надежды, даже привлекли итальянских дизайнеров. А группа конструкторов завода отправилась в Италию строить макет интерьера. В итоге получили многообещающую конструкцию: салон-трансформер с поворачивающимися передними сиденьями с регулируемой длиной подушек. О таком комфорте пассажиры той эпохи и не мечтали. Как результат: на "Арбат" обрушился дождь наград - в октябре 1988 года он получил одну золотую и восемь серебряных медалей ВДНХ СССР.

"Арбат": создан при участии итальянских дизайнеров, лауреат медалей ВДНХ. Фото: Из открытых источников

Кстати, название не соответствовало географии, "Арбат" планировали производить не в Москве, а в Сухиничах Калужской области, которые стали "дочкой" столичного "Москвича".

Машина, увы, в серию не пошла. Хотя медали были заслуженными, ведь советский минивэн на тот момент вполне мог составить конкуренцию одноклассникам Renault и GM. Серийному производству помешал распад Советского Союза.

АЗЛК-2143 "Яуза"

Просто чумовой 4-дверный седан АЗЛК-2143 под названием "Яуза".

Легенда гласит, что в конце 1980-х художник-конструктор АЗЛК Марат Елбаев устал разрабатывать дизайн обычных машин. Душа требовала чего-то возвышенного... Вот так и родилась "Яуза". Плавные обводы "биодизайна", клиновидной формы кузов, футуризм и революция.

Тот, кому посчастливилось увидеть живьем "Яузу", долго не мог отойти от шока. Одни стекла чего стоили, фантастическая конструкция: сдвоенные, нижняя часть открывалась, верхняя - нет. Кузов, впрочем, так и не успели разработать до конца, развалился СССР, все рухнуло.

"Яуза": построили всего три машины. Фото: Из открытых источников

Личная версия: назвали машину неправильно. "Яуза" - банально. Надо было, скажем, "Марсиандой": тоже речка, но как "космически" звучит! Голливуд бы заинтересовался. А дальше - слава, и пошло бы, точнее, поехало.

Москвич-408 "Турист"

Советский кабриолет: эффектный ответ Западу.

В середине 1960-х в мире двухместные купе-кабриолеты были на пике популярности. Как подобный мог появиться в СССР - уму непостижимо. Но его создали, назвав "Туристом". В том смысле: это на Западе за рулем - снобы, а у нас - романтики. Ну и добавили два кресла сзади, якобы для пассажиров. Якобы потому что там было жутко тесно. Но в целом машина получилась красивой и динамичной: до сотни разгонялась за 24 секунды. Сейчас это вызывает улыбку, но тогда - почти гоночный болид.

Сделано в СССР: Москвич-408 "Турист", 1964 год. Фото: Из открытых источников

Увы, построили всего две машины. Почему? А заводу нужно было выполнять план, а не возиться с малотиражной сборкой.