08.06.2022 17:31
Власть

Как наказывать за нарушение правил следствия

Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Столичный выпуск: №124 (8772)
Пленум Верховного суда России готовит специальные разъяснения, как наказывать за преступления против правосудия. Главные фигуранты в таких делах - правоохранители и судьи. Принципиальная правовая позиция - повышение ответственности (вплоть до уголовной) следователей и оперативников за "нажим" на родственников обвиняемых. Угрозы, шантаж будут более строго наказываться.
/ Евгений Одиноков/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Такие разъяснения заложены в проекте постановления Пленума ВС России "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях против правосудия". К таким преступлениям, например, относится принуждение к даче показаний "путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий".

Статья 302 УК предусматривает за это до трех лет лишения свободы. Если же показания были получены с применением насилия, издевательств, то наказание уже составит от двух до восьми лет лишения свободы.

Подготовленный проект, по сути, расширяет толкование данной статьи. Согласно заложенным в него разъяснениям, к незаконным действиям, совершаемым в целях принуждения к даче показаний, относятся в том числе оскорбление, существенное нарушение установленных законом требований о продолжительности и условиях проведения допроса, использование заведомо фальсифицированных доказательств.

Иными словами, нарушением будет и слишком долгий допрос человека, чтобы взять на измор, и прямой обман, когда следователь бросит на стол перед подозреваемым липовые улики. Мол, признавайтесь, все равно вам сидеть.

Более того, ВС предполагает распространить действие данной статьи УК и на родственников подозреваемых. Ведь порой правоохранители пытаются добиться нужных показаний, запугав семью фигуранта.

Верховный суд объяснил, как можно снять судимость

"Предлагается ориентировать суды на то, что при совершении этого преступления насилие, издевательства, пытка или угроза их применения могут осуществляться не только в отношении самого подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта или специалиста, но и в отношении их близких с целью принуждения участников уголовного судопроизводства к даче показаний или заключения", - поясняют разработчики проекта.

Другое преступление против правосудия - незаконное задержание. Как поясняет проект, преступлением будет не только задержать человека без оснований, но и не выпустить его вовремя. Допустим, если какой-то гражданин начальник придержит у себя решение суда, предписывающее выпустить человека, то будет виновен. Или если истек срок задержания, но гражданин начальник делает вид, что все врут календари. И не смотрит на стрелки часов.

Если следователи вынудили человека дать показания с помощью пыток или издевательств, то сами подпадут под статью Уголовного кодекса

За все те дни, часы, минуты и секунды, что человек провел в кутузке сверх положенного, гражданину начальнику придется ответить.

В целом к преступлениям против правосудия относятся незаконные задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, принуждение к даче показаний, фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности, заведомо ложный донос, заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста, а также за неправильный перевод.

"Подготовленные разъяснения пленума Верховного суда России направлены на совершенствование системы привлечения к ответственности за преступления против правосудия. Важно отметить, что субъектами данных преступлений являются судьи и должностные лица правоохранительных органов. А к числу таких преступлений относятся фальсификация доказательств и незаконное задержание", - прокомментировал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

В целом правовые позиции Верховного суда России, по мнению многих экспертов, повысят правовую защищенность граждан. Владимир Груздев также отметил, что среди значимых разъяснений есть указание, что тяжкими последствиями при фальсификации доказательств является доведение бизнесменов до разорения.

"Если в результате сфабрикованного уголовного дела фирма обанкротилась, наказание для недобросовестных правоохранителей будет жестче. Подобный подход усиливает защиту предпринимателей, что в современных условиях приобретает особую значимость", - полагает глава правления АЮР.

По данным Судебного департамента, за ложные доносы осуждены 1899 человек

Кстати, по данным Судебного департамента при ВС России, всего в прошлом году за фальсификацию доказательств по уголовным и гражданским делам был осужден 201 человек. В том числе 7 человек были осуждены за фабрикацию результатов оперативно-разыскной деятельности. Еще 1899 человек были осуждены за ложный донос. По таким делам обвиняемыми выступают граждане, например, сообщившие об угоне авто, которого не было. Как поясняет проект, по этой статье можно привлечь лишь в случае, если заявитель был под роспись предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос и все равно солгал.

Верховный суд показал гражданам, как избавиться от чужих долгов

В свою очередь, советник Федеральной палаты адвокатов Дмитрий Тараборин замечает, что на законодательном уровне отсутствует конкретизация оснований для задержания подозреваемого или обвиняемого, в порядке статьи 91 УПК РФ. Эта статья позволяет задержать подозреваемого, если он застигнут при совершении преступления, если потерпевшие или очевидцы укажут на него или если на человеке, его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать человека, он может быть задержан, если пытался скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность.

"Нередко проверка сообщения о преступлении длится месяцами. Всё это время потенциальный фигурант посещает следственный орган, дает пояснения, то есть ни от кого не скрывается, - говорит советник Федеральной палаты адвокатов. - Но после возбуждения уголовного дела его зачем-то задерживают. Это происходит потому, что УПК РФ не содержит указания на цели применения такой меры процессуального принуждения, вследствие чего фактически она применяется произвольно и зависит лишь от желания следователя".

Верховный суд Уголовное право