07.06.2022 20:46
Культура

Михаил Швыдкой: Россия не воюет ни с украинским народом, ни с украинской культурой

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №122 (8770)
Министерство образования и науки Украины спешит прийти к "окончательному решению" вопроса о преподавании русского языка и литературы в общеобразовательных школах.
Читать на сайте RG.RU

Резолюция Всеукраинского союза учителей-словесников "О месте русской литературы в школьном курсе зарубежной литературы", материалы различных "круглых столов", посвященных этой проблеме, подталкивают к такому категоричному подходу. Что называется, "на местах" вообще не собираются ни о чем дискутировать, как известно, мэр Житомира Сергей Сухомлин прямо заявил, что с первого сентября 2022 года в городских школах не будут изучать русский язык и литературу. Мол, на ближайшие двадцать-тридцать лет он не понадобится.

Естественно, возникает вопрос, каким сакральным знанием обладает мэр Житомира о будущей картине мира? Но в данном случае ерничество вряд ли уместно. Всерьез поставлен вопрос об искоренении "русского мира", который, по мнению украинских идеологов, создавали классики русской литературы.

Люди, считающие себя словесниками, упрекают коллег за то, что они сохранили Пушкина и Лермонтова

В этом смысле весьма примечателен пассаж автора украинской газеты "День", которым начинается статья о "Дерусификации школьной литературы": "Очистка от всего российского - это путь, который мы уже проходим и идеологически, и физически. Почему не сделали этого раньше, например, еще в 2014-м, вопрос оставим за скобками. Сейчас важно не ошибиться, сохранить Украину и себя, раз и навсегда положить конец "русскому миру" (конец цитаты).

Люди, считающие себя словесниками, упрекают своих коллег за то, что они сохранили в школьной программе Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Булгакова и других русских классиков. Мол, невозможно во время военного конфликта объяснить школьникам, что русская литература несет красоту, мир и гуманизм. Некоторые лихие авторы утверждают, именно русские классики виноваты в том, что украинское мировоззренческое пространство "уже давно оккупировано врагом".

На Украине из школьной программы исключат "Войну и мир"

Хотел бы сказать, флаг им в руки, но только в том случае, если увидеть за этим некий фрейдистский символ. Исключение предполагают сделать только для отдельных произведений Н.В. Гоголя, где он описывает красоты украинской природы и величие национального характера. Не стану дискутировать по поводу того, что несет людям настоящая литература. Замечу только, что именно русские классики сумели поведать миру глубинную боль народа, его тернистый путь в поисках истины. Не случайно Томас Манн называл русскую литературу "святой".

Горько вспоминать, что высокомерное отношение к русской культуре, бытовавшее на новой Украине, в известной степени привело к событиям 2014 года. Насильственное искоренение русского языка, декларируемое Киевом, было тем решающим мотивом, который заставил Донбасс и Луганщину выступить против постмайдановой власти. Сколько раз за последние четверть века мне приходилось повторять, что многоязычие Украины - это ее богатство, а не проблема! Сколько украинских интеллектуалов понимали это, но не могли переломить политиков, решающих свои проблемы.

Молодое украинское государство с начала 1990-х годов было озабочено пересозданием национальной истории и культуры. Оно проходило в яростной полемике с советской традицией. Хотя именно в советские годы - при жесткой идеологической конструкции государства, боровшегося с "буржуазным национализмом", - соотношение украинской и русской культуры в стратегии образования, искусстве, в повседневной жизни выверялось с аптекарской тщательностью.

Для новой Украины борьба с русской культурой стала важным элементом формирования национальной идентичности, важнейшим элементом политической суверенизации. "Украинское" понимали как оппозицию "русскому", что происходит и сегодня. Вытеснение русской культуры происходило несмотря на то, что значительная часть граждан Украины считала ее родной. Вместо того, чтобы использовать многоязычие во благо, стали строить мононациональное государство, в котором радикалы из западных регионов республики задавали повестку дня. В том числе и в сфере образования.

Реформа школьной программы - все-таки не тактика, а стратегия

Важно понимать, что реформа школьной программы - это все-таки не тактика, а стратегия. Это знак того, что нынешняя киевская власть не предполагает в ближайшее время налаживать какой бы то ни было диалог с восточным славянским соседом, который к тому же является ближайшим родственником украинцев. (Впрочем, нелишне вспомнить, что в США и других западных странах русский язык и литературу больше всего изучали во время холодной войны.)

Отказ от изучения русского языка и литературы и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе выстроит стену между народами, на демонтаж которой уйдут годы. Так что за школьной реформой на Украине опять возникает большая и недальновидная политика, которая не принесет пользы ни украинскому, ни русскому народам.

Швыдкой: Россия не безоглядно включилась в Болонский процесс

"Отмена" всего русского на Украине ни в коем случае не должна привести к "отмене" всего украинского в России. Не нужны показные демонстрации российско-украинской дружбы, - они способны вызвать только ироническую реакцию. Но, безусловно, стоит обратить внимание и российского, и мирового сообщества на то, что украинская культура не испытывает притеснений в нашей стране, а ее выдающиеся деятели - Тарас Шевченко, Леся Украинка, Иван Франко и другие - почитаются у нас, как и прежде.

Россия не воюет ни с украинским народом, ни с украинской культурой. Весьма примечательно, что в российских СМИ стали вновь обсуждать дерусификацию украинского школьного образования в день, когда московское правительство приняло решение на все лето и половину осени сделать набережную Шевченко пешеходной зоной. Чтобы не зарастала "народная тропа". И вовсе не потому, что часть творческого наследия Великого Кобзаря, его проза написана на русском языке.

Не сомневаюсь, эти заметки вызовут раздражение в Киеве, да и у части моих соотечественников. Мне с детства известно, что грохот пушек способен заглушить звучание любого симфонического оркестра. Но знаю и то, что для диалога нужно понимать язык друг друга.

Культурный обмен