Василий Леонидович, что нового с точки зрения экономических отношений привнесла недавняя встреча президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи?
Василий Гурский: В условиях турбулентности мировой экономики потребность стран в конструктивном взаимодействии и взаимной поддержке существенно возрастает. Президенты в Сочи сделали акцент на том, что экономическое взаимодействие Беларуси и России и в этих условиях интенсивно укрепляется. Взаимный товарооборот в прошлом году достиг рекорда - почти 38,5 млрд долларов, а по итогам первых трех месяцев этого года вырос на 14 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Активизируется как межгосударственное взаимодействие в рамках Союзного государства, так и промышленная кооперация на уровне предприятий. Говоря об этом, Александр Григорьевич Лукашенко подчеркнул: "Это время возможностей… У нас огромный рынок, у нас есть ресурсы, у нас есть технологии". Руководители Беларуси и России определили основные направления в сфере импортозамещения, в первую очередь по товарам критического импорта.
Были озвучены приоритетные направления развития Союзного государства, которыми должны стать промышленная кооперация, сотрудничество в энергетике и сельском хозяйстве. Переход в расчетах с государствами-партнерами на национальную валюту уже способствует укреплению российского рубля, а вслед за ним и белорусского.
Какие товарные ниши освободились на белорусско-российском рынке из-за ухода западного бизнеса?
Василий Гурский: В сложившейся ситуации для Беларуси расширяются возможности поставок на российский рынок огромного перечня товаров. Прежде всего это техника специального назначения: грузовые автомобили и седельные тягачи, сельхозтехника, дорожно-строительная техника, части и принадлежности для машин, двигатели, шарикоподшипники, гидравлические насосы. Все это страна успешно производит, причем в тесной кооперации с российскими предприятиями. Расширились возможности поставок потребительских товаров: мебель, фурнитура, текстильная продукция и многое другое вплоть до игрушек. Это также касается, помимо широкого перечня поставлявшихся и ранее продовольственных товаров, пива, кондитерских изделий и шоколада, концентрата для напитков.
В целом в 2022 году экспорт белорусской продукции на российский рынок вырос на 13,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. В первую очередь за счет продаж вакцин, свежих фруктов, изделий из цемента, бетона или искусственного камня, металлоконструкций из черных металлов, продуктов для кормления животных, изделий столярных строительных, молочной сыворотки, древесной целлюлозы, масла соевого и рапсового. Значимый прирост наблюдался по экспорту сыров и творога, телевизоров, мониторов и проекторов, частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов, изделий из пластмасс, плит древесно-стружечных. Импорт из России также увеличился (на 14,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2021-го) за счет пшеницы, мяса домашней птицы и свинины, соевых бобов, семян рапса, металлопроката, продуктов неорганической химии, масла подсолнечного, двигателей и генераторов электрических.
Под санкции попали в первую очередь высокотехнологичные и наукоемкие товары и изделия. Есть ли у Союзного государства альтернатива?
Василий Гурский: По целому ряду наукоемких высокотехнологичных производств Беларусь обладает ноу-хау мирового уровня. Это лазерная техника, системы автоматизированного управления, новые материалы и вещества, другие разработки, соответствующие высшим технологическим укладам. Поставки белорусских высокотехнологичных товаров, таких как устройства на жидких кристаллах, лазеры, навигационные приборы и инструменты, оборудование для телекоммуникационных компаний, лекарственные средства, будут способствовать сокращению дефицита, образовавшегося на российском рынке вследствие разрыва логистических цепочек.
В Беларуси в условиях санкций ни одно крупное промышленное предприятие не остановилось. Прежде всего благодаря дальновидной промышленной политике государства. Вопросам импортозамещения и диверсификации поставок сырья, материалов и комплектующих давно уделяется большое внимание. При этом основными зарубежными поставщиками в Беларусь являются Россия (62 процента белорусского импорта в январе - марте 2022 года), Китай, Германия, Украина, Польша, Турция. Что касается непосредственно санкционных товаров, то и там по каждой группе есть альтернатива. Поэтому санкции приведут лишь к перераспределению объемов товарных потоков. Европейские и американские компании потеряют, российские и китайские - нарастят поставки.
Вместе с тем и в отношениях с Евросоюзом катастрофы не произошло. Так, внешнеторговый оборот России со странами ЕС в этом году вырос на 59,8 процента к аналогичному периоду 2021-го, в том числе экспорт удвоился за счет роста цен на энергоносители.
Какую роль в противодействии санкциям играют межрегиональные белорусско-российские экономические отношения?
Василий Гурский: Они являются важнейшим элементом белорусско-российского экономического взаимодействия и позволяют оперативно выстраивать импортозамещающие производственные и кооперационные цепочки, минимизируя последствия санкций. На IX Форуме регионов Беларуси и России в Гродно, намеченном на 30 июня, также будет обсуждаться сотрудничество по вопросам импортозамещения. В условиях санкционного давления активизировалось взаимодействие Беларуси с Воронежской и Тамбовской областями, Карачаево-Черкесской и Удмуртской республиками, Хабаровским краем, Санкт-Петербургом и другими субъектами РФ.
Готовится соглашение о взаимном допуске Беларуси и России к госзакупкам. Какие возможности это открывает?
Василий Гурский: Такое соглашение станет результатом реализации программы Союзного государства по гармонизации законодательства в области обеспечения равного доступа к госзаказу и госзакупкам, а также в сфере регулирования государственных (муниципальных) закупок. Достигнута договоренность использовать при этом в России банковские гарантии, выданные белорусскими банками, и устранить ограничения доступа к государственным (муниципальным) закупкам. Соответствующее межправительственное соглашение может быть подписано уже в июле. Оно откроет дополнительные возможности для производства аналогов подсанкционной западной продукции в интересах наших стран.