Как отмечает El Mundo, этим шагом Алжир продемонстрировал, что приостановка действия договора о дружбе и добрососедстве с Испанией, заключенного в 2002 году, не является пустым звуком. Решение было принято в связи с поддержкой Мадридом претензий Марокко на Западную Сахару (Рабат предлагает дать ей автономию в составе страны). Еще в марте премьер-министр Испании Педро Санчес направил письмо королю Марокко Мухаммеду VI, в котором признал "важность проблемы Сахары для Марокко". Глава правительства отметил, что "Испания считает марокканскую инициативу об автономии сахарских регионов, представленную в 2007 году, наиболее серьезной, реалистичной и надежной основой для разрешения этого спорного вопроса".
Когда-то эти территории были испанской колонией, но в 1975 году Мадрид отказался от них. Западная Сахара была поделена между Марокко и Мавританией, но последняя впоследствии отказалась от своих притязаний. Партизанское движение Фронт Полисарио провозгласило Западную Сахару независимым государством. В настоящее время оно признано рядом стран. ООН так и не встала ни на сторону Марокко, претендующего на суверенитет над всеми этими землями, ни на сторону Сахарской арабской демократической республики, требуя проведения референдума. Но за почти 30 лет после того, как стороны договорились о прекращении огня, он так и не был проведен.
Ситуация вокруг Западной Сахары обострилась в конце 2020 года, когда президент США Дональд Трамп признал суверенитет Рабата над Западной Сахарой. На этом фоне премьер-министр Марокко Саадеддин аль-Османи в одном интервью назвал "Сеуту и Мелилью такими же марокканскими, как и Западная Сахара" и заявил, что в будущем Рабат поднимет вопрос об их принадлежности. Это серьезно испортило отношения Испании и Марокко. Год назад дипломатические отношения между Мадридом и Рабатом пережили серьезный кризис из-за того, что Испания приняла лидера Фронта Полисарио Брагима Гали для лечения от коронавируса. Госпитализировали его по запросу Алжира и по "чисто гуманитарным соображениям", однако в Марокко этот жест не оценили. Из-за дипломатической напряженности в тот период силы правопорядка Марокко перестали мешать нелегальным мигрантам штурмовать заграждения, установленные вокруг испанских анклавов Сеута и Мелилья. В итоге на территорию Испании проникли тысячи нелегалов.
Чтобы восстановить отношения с Рабатом, Мадрид изменил свою позицию по вопросу принадлежности Западной Сахары. Но это вызвало уже недовольство Алжира. Последней каплей в чаше терпения стало выступление испанского премьера в парламенте, в котором он затронул и судьбу Западной Сахары. "Испанские власти развернули кампанию, чтобы оправдать позицию, которую они заняли в отношении Западной Сахары в нарушение своих правовых, моральных и политических обязательств в качестве управляющей державы территории. Они возлагаются на Королевство Испания до тех пор, пока ООН не объявит о завершении деколонизации Западной Сахары, - заявили в канцелярии президента Алжира. - Те же власти, несущие ответственность за объявленное 18 марта 2022 года необоснованное изменение своей позиции, в котором нынешнее правительство Испании полностью поддержало незаконную и нелегитимную формулу внутренней автономии (сахарских регионов в составе Марокко), выдвинутую оккупирующей державой, работают над продвижением колониального порядка, используя ложные аргументы". Как отмечается, позиция испанского правительства ухудшает ситуацию в регионе.
Поэтому Алжир и приостановил действие договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, и как следствие торговые отношения. По данным UN Comtrade, товарооборот Алжира и Испании в 2021 году составил 7,96 миллиарда долларов, из них 5,64 миллиарда долларов приходится на испанский импорт в Алжир.
Заморозка торговых отношений пока не повлияла на выполнение контракта на поставку газа (Алжир обеспечивает львиную долю потребности Испании в "голубом топливе", ежегодно поставляя около 13 миллиардов кубометров). Однако подобное развитие событий не исключено. Ранее североафриканская страна чуть не разорвала договор, когда Мадрид только подумал о том, чтобы продавать этот газ другим странам Европы или Марокко. "Поставка любого количества алжирского газа, экспортируемого Испании, но направленное не стороне, указанной в контракте, будет считаться нарушением контрактных обязательств и может привести к разрыву контракта между алжирской Sonatrach и испанскими клиентами", - заявил в конце апреля министр энергетики Алжира Мухаммад Аркаб.