Кто-то теряет
- Нелегальный оборот всегда наносит ущерб бюджету, но в особенности - оборот подакцизных товаров, - констатирует Байсолт Хамзатов, представитель Национального научного центра компетенций (ННЦК).
Эта структура ежеквартально проводит анализ различных рынков и готовит предложения по совершенствованию нормативной базы. В основе оценки 15 показателей, важнейшие из которых - доля нелегальных товаров в обороте и наносимый бюджету ущерб. Так вот, в третьем квартале 2021-го доля контрафактной табачной продукции оценивалась в среднем по России в 11,5 процента, хотя по регионам разброс цифр очень большой - от менее одного процента до 45,3.
Общие потери бюджета РФ от теневой торговли сигаретами за шесть последних лет превысили 296 миллиардов рублей, плюс не менее 10 миллиардов в год составляет недополученная маржа легальных производителей, приводит впечатляющие цифры главный редактор журнала "Эксперт-Урал" Артем Коваленко. Кстати, коллеги из "Эксперта", организовавшие круглый стол по этой проблеме, самостоятельно провели в Екатеринбурге контрольные закупки, обнаружили в торговых точках явный контрафакт, направили материалы в надзорные органы. Через два месяца проверили снова - ситуация не изменилась.
Что же подпитывает теневой рынок, который не исчезает, несмотря на ужесточающийся контроль? Эксперты единодушны: причины чисто экономические - торговать контрафактом по-прежнему очень выгодно.
Акциз без логики
Одной из таких причин называют отсутствие единой акцизной политики в рамках Евразийского экономического союза - такой вывод, в частности, сделала Счетная палата РФ. Ее аудитор Андрей Батуркин говорит, что рост ставок акцизов в России от 5 до 20 процентов в год, неравномерный и порой безосновательный, сыграл негативную роль: в результате в нашей стране они оказались на 39 процентов выше, чем в Казахстане, на 50 с лишним - чем в Армении, а с Беларусью разрыв и вовсе вдвое. В 2024 году вступит в силу соглашение, призванное гармонизировать акцизные ставки в ЕАЭС, но при этом предусмотрен коридор плюс-минус 20 процентов. То есть разрыв все же сохранится, и существенный, а значит, и привлекательность российского рынка для контрафакта.
По данным ННЦК, именно из стран ЕАЭС в Россию поступает 60 процентов табачной контрабанды, львиная доля приходится на Беларусь. Руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей транснациональной табачной компании Игорь Черкасский поясняет: в РБ три крупных завода, которые производят в четыре раза больше сигарет, чем потребляет население республики. Раньше этот товар шел в Европу, теперь может направиться к нам, в том числе и контрабандными тропами.
Растет ввоз табака и из Казахстана - это уже заметили в приграничных регионах, например в Челябинской и Курганской областях. По данным Уральской оперативной таможни, за пять последних лет в УрФО изъято 16,5 миллиона пачек. А в нынешней экономической ситуации, опасается начальник отдела министерства АПК и потребительского рынка Свердловской области Елена Жукова, теневой сегмент еще увеличится.
Всем понятно, что даже очень высокие цены не заставят курильщиков со стажем отказаться от этой привычки. Но зато вынуждают искать товар подешевле. При этом продавцы контрафакта без угрызений совести втягивают в ряды любителей подымить подростков. А уж что содержится в "теневом" дыме, бог весть - качество и безопасность такой продукции никто не проверяет. Поэтому бороться с нелегалами нужно без вариантов - не только из-за потерь бюджета.
Регион в системе
Что же предлагают эксперты для изменения ситуации? В первую очередь гармонизировать акцизы. Кроме того, уверен первый зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, нужен единый центр контроля и принятия решений. Сейчас табачным рынком ведают семь структур, от Минсельхоза до ФНС, а у семи нянек, как водится, дитя непременно научится курить. Сенатор считает разумным передать эти функции Росалкогольрегулированию.
Есть также мнение, что табак нужно завести в ЕГАИС, показавшую хорошие результаты в борьбе с нелегальным алкоголем, однако официальные производители против этой идеи.
- Нельзя делать кальку ситуации с алкоголем: там скорость выпуска примерно 1000 бутылок в час, а у нас - 1000 пачек в минуту. ЕГАИС в силу технических особенностей будет тормозить наше производство, - предупреждает менеджер по работе с органами госвласти одной из крупнейших табачных компаний Роман Трошкин.
А вот предложение, которое поддерживают практически все, - включить в борьбу с "паленым" табаком региональные и местные власти. Сегодня у них нет для этого ни полномочий, ни экономической заинтересованности (100 процентов табачных акцизов уходят в бюджет РФ). Но, если регионы получат хотя бы 15 процентов (в масштабах страны - 100 миллиардов рублей в год) и поделятся с муниципалитетами, это станет неплохим стимулом. Дело в том, что доля контрафакта в селах значительно выше, чем в мегаполисах - в среднем по стране 14 процентов против девяти. Низкая платежеспособность населения и суровые условия выживания торговли в глубинке вынуждают покупать и продавать дешевый контрафакт.
Для сведения: если опять же проводить аналогии с алкогольной продукцией, то с тех пор как в 2019 году в бюджетах субъектов РФ стало оставаться 84 процента акцизов, доля контрафакта на этом рынке снизилась в два раза.
Интерес появится
Если наступление на теневой рынок пойдет со всех сторон, результат должен быть, уверены специалисты. В частности, нужно усилить контроль не только за торговлей, но и за оборотом сырья - табачного листа. Ведь около 30 процентов нелегальных сигарет производится внутри страны, отмечает Игорь Черкасский.
Виталий Кокоша, первый замначальника Уральской оперативной таможни, говорит: наибольший эффект дает плотная работа со смежниками - привлечение к рейдам максимального количества структур. Именно так действуют в тех субъектах РФ, где уже сейчас доля теневого оборота низкая.
Но важно соблюсти баланс и не переборщить с проверками.
- Часто дискредитируется законопослушная розница: властям проще наказать легальных продавцов, чем бороться с нелегальными. Продавцы контрафакта всегда в выигрыше, добросовестные торговцы несут потери, а в селах магазины просто закрываются, - предупреждает президент Ассоциации малоформатной торговли, основатель проекта "Стоп, нелегальный табак" Владлен Максимов. - Расщепление акцизов - идея неплохая, но важно, чтобы это не привело к резкому скачку цен, если минфин примется восполнять выпадающие доходы.
Впрочем, подчеркивает Андрей Батуркин, инициатива Счетной палаты не вопрос сбалансированности бюджетов, а лишь попытка мотивировать местные власти к борьбе с нелегальным оборотом табака. Пока официальное решение не принято. Но, если его одобрят законодатели, регионы точно не проиграют, да и местные бюджеты сегодня остро нуждаются в ресурсах. "А когда разговор идет о деньгах, интерес сразу появляется", - признается зампредседателя Курганской областной Думы Марат Исламов.