Начните с идеи
Сколько нужно денег, чтобы открыть глэмпинг? По словам президента Уральского союза туриндустрии Ольги Ергуновой, хватит и 10 миллионов рублей, правда, в ассоциации глэмпингов называют сумму побольше - 50 миллионов.
По оценке Сергея Телушкина, учредителя глэмпинга "Дивий Камень" вблизи Сухого Лога, в 2020-2021 годах для входа в этот бизнес требовалось 15 миллионов. Впрочем, его команда потратила меньше этой суммы, но все равно больше запланированной. Сказался, например, резкий скачок цен на стройматериалы в 2021 году, когда команда как раз перешла к практической реализации замысла. Чтобы сэкономить, пришлось многое делать своими силами. В итоге проект удалось реализовать, и успеху в значительной степени поспособствовала поддержка администрации Сухого Лога - помощь с переводом земельного участка в другую категорию, решением вопросов регистрации, аренды, подключения к электросети.
- Все началось с размышлений о том, как привлечь в город туристов. Появилась идея создать место на природе, где люди отдыхали бы от быта, суеты, наслаждались лесным воздухом. Сергей Телушкин, уроженец Сухого Лога, ухватился за идею, предложил концепцию, а потом все закрутилось. Получился хороший проект, - говорит глава городского округа Роман Валов.
Открыли глэмпинг в августе 2021-го. Сейчас здесь построено две бани, семь летних сафари-тентов (это большие палатки с удобными кроватями и электричеством, но без санузла - он на улице), а также три круглогодичных домика разной вместимости. Все строения некапитальные, на участке в три гектара они занимают меньше трети. Большую поляну принципиально не застраивают. Сейчас здесь есть общая костровая зона, откуда лучший вид на скалу. Летом будет баскетбольная площадка и кинотеатр под открытым небом, зимой - каток. Из далеко идущих планов, на реализацию которых денег пока нет, - лекторий.
Не питайте иллюзий
На старте проекта горизонт окупаемости планировался 4-5 лет, но с тех пор ситуация в экономике постоянно менялась, поэтому прогнозировать что-либо сложно. С одной стороны, влияет рост цен и снижение доходов граждан, а с другой - увеличение спроса на услуги внутреннего туризма, так что возможен и более быстрый выход на прибыль.
Экономически целесообразно, чтобы в глэмпинге было не менее 10 круглогодичных юнитов (мест размещения), ведь содержать инфраструктуру и персонал, оплачивать электроэнергию придется при любом количестве гостей. К примеру, в апреле отдали 20 тысяч рублей за очистку дороги от снега - эти суммы не зависят от количества домиков и их заполнения, рассказывает Сергей Телушкин.
- В первый год работы, пока сарафанное радио работает не очень хорошо, не планируйте загрузку более 50 процентов, - советует предприниматель. - Это хороший средний показатель. В новогодние праздники большой спрос, и можно устанавливать соответствующие цены, гендерные праздники тоже приносят хороший доход, лето - самый высокий сезон, ну а в межсезонье бывают простои. В этом году мы радовались, что весной перешагнули за 60 процентов загрузки, но летом планка должны быть выше, иначе не заработать.
Идите от клиента
Иногда приходится менять планы исходя из потребностей клиентов. Например, оказалось, что спрос превышает возможности маленькой баньки - решили строить вторую. Также выяснилось, что глэмпинги интересны семьям, в которых больше четырех человек, поэтому понадобилось просторное жилье.
- Людям важен комфорт, возможность без проблем добраться до места и развлечения. Хотя, если приезжать сюда на сутки, ничего особенного не требуется. Но мы договорились с краеведческим музеем, и отдыхающие могут отправиться на пешую или выездную экскурсию по интересным местам Сухоложского района - от природных памятников до предприятий. Мы хотим, чтобы глэмпинг стал точкой старта путешествий, и планируем проложить несколько экотроп. А еще это хорошая площадка для фестивалей, - рассуждает Сергей.
Считайте расходы с запасом
Какие еще возможны подводные камни? Например, за технические условия для присоединения к электросетям пришлось отдать 150 тысяч рублей. Также потребовалось экологическое заключение о том, нанесет ли глэмпинг, расположенный недалеко от реки Пышмы, ущерб биоресурсам Оби. Логика такая: Пышма впадает в Туру, Тура - в Тобол, Тобол - в Иртыш, Иртыш - в Обь...
Из дополнительных существенных расходов - вывоз мусора, который нужно планировать из расчета полной загрузки, очистка септика, затраты на прачечную и т. п. Все вместе влетает в копеечку.
- Если говорить о поддержке, то мы недавно были на профильном форуме и поняли, что государство хочет нам помочь, но пока не знает как. Мы новый бизнес, стартап - на этом этапе возможна только грантовая поддержка, - сетует предприниматель.
Однако внешние инвестиции команда привлекать не намерена - не желает, чтобы кто-то диктовал условия. А реалии таковы, что, возможно, к этому вопросу придется вернуться: собственные финансовые возможности исчерпаны, но энтузиазм пока остался.
Добавьте эмоций
Как рассказала Ольга Ергунова, Свердловская область входит в топ регионов России по количеству глэмпингов - их здесь уже более сорока, и цифра постоянно увеличивается, как и спрос. Согласно опросам, приобрести загородную недвижимость могут 33 процента россиян, но желающих отдыхать на природе куда больше. И бизнес старается удовлетворять этот запрос.
Постройки в глэмпингах самые разные: шатры, модульные домики, сафари-тенты, дома-шалаши a-frame, домики из морских контейнеров. Предприниматели не ограничиваются стандартными моделями и строят дома на понтонах, колесах, даже деревьях.
- Для успеха нужно найти уникальный формат, понять, чем зацепить клиента, - советует Ольга Ергунова. - Развлечения - важная составляющая отдыха. Йога, верховая езда, катание на собачьих упряжках, sup-серфинг, аренда катеров, самокатов, релакс-зоны с гамаками и качелями... А может быть, нужен тематический глэмпинг? Или фестивальный - с возможностью проводить корпоративные мероприятия, тренинги, ретриты? Объект нужно наполнять эмоциями.
По словам эксперта, дополнительные услуги хороши еще и тем, что вместо пяти тысяч рублей за ночь предприниматель может за пять дней получить 75 тысяч.
По опыту, лучше заполняются глэмпинги на берегу водоемов. Кроме того, на благоустройство пляжей охотно распределяются гранты. Но и помимо озер и рек в области много живописных мест, которые притягивают людей. Однако нужно учитывать, что некоторые территории находятся под охраной государства - добиться разрешения на строительство там будет сложно. Кроме того, придется решать проблемы с отсутствием дорог и сетей.
Не бойтесь просить о помощи
По словам Ольги Ергуновой, в этом году в Свердловской области ожидается конкурс при распределении субсидий на строительство глэмпингов. Но получить поддержку реально и из других источников: на сотрудничество охотно идут муниципалитеты и крупный бизнес, который может инвестировать в проект и стать заказчиком локаций для корпоративных целей.
Из хороших новостей: федеральный закон разрешил строительство таких объектов на землях сельхозназначения, которые раньше нужно было переводить в рекреационные. При этом разрешение на возведение некапитальных сооружений получать не нужно. До 2030 года будет работать нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства", в рамках которого также можно получить господдержку на проекты создания мест отдыха. В этом году планируется принятие законопроекта, который позволит таким объектам выйти из тени, расширить перечень услуг, обзавестись стандартами обслуживания.
На сайте ассоциации глэмпингов можно скачать бесплатную методичку по запуску проекта. Также объединение проводит аудит глэмпинга и акселератор, для участия в котором нужно обратиться в региональный департамент по развитию туризма.
Как устроен уральский глэмпинг