Российский авторынок продолжает идти ко дну, установив в мае очередной антирекорд - продажи новых машин рухнули на 84% до 24,3 тыс. единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.
Как видно, это еще меньше, чем было реализовано в апреле, что отчасти обусловлено длительными майскими праздниками, но прежде всего - пустеющими дилерскими складами. Показательно, что некоторые дилеры даже начали выставлять в своих шоу-румах автомобили с пробегом вместо новых.
Дело в том, что большинство автозаводов в России по-прежнему находятся в простое - в мае оставались в строю лишь Ульяновский автозавод, предприятие Haval и "Автотор", с конвейера которого сейчас сходят некомплектные машины. А вот завод "Мазда Соллерс" не смог вернуться к работе после майских каникул из-за нехватки комплектующих. По той же причине неоднократно откладывал возобновление производства АвтоВАЗ, запустивший конвейер Lada Granta лишь в начале июня. Что касается импортных поставок, то ассортимент в автосалонах пополняют разве что китайские производители, такие как Chery, Geely и Changan.
По словам управляющего директора брендов BMW, Mini и BMW Motorrad ГК "Автодом" Сергея Плетнева, падение продаж обусловлено ограниченным предложением и низким уровнем клиентского спроса. Многие люди, которые хотели приобрести автомобиль, - уже купили его в начале года или на пике осложнения геополитической обстановки. Сейчас клиенты ожидают снижения стоимости авто и изменения общей ситуации на автомобильном рынке. Именно это ожидание тормозит уровень спроса, однако глобального снижения цен не предвидится, поскольку реальность существенно изменилась и изобилия новых автомобилей в ближайшее время не будет.
В этих условиях дилеры марок, приостановивших свою деятельность в России, сегодня распродают остатки машин, которые они получили еще в феврале-марте. И поскольку перспективы дальнейших поставок остаются под большим вопросом, такие автосалоны рассчитывают отчасти компенсировать эти потери за счет автомобилей с пробегом.
Чтобы растянуть реализацию оставшихся машин и обеспечить себя работой в дальнейшем, многие дилерские центры сделали ставку на продажи по схеме trade-in. Они устанавливают заградительные цены на новые автомобили и предлагают на них хорошую скидку при условии сдачи покупателем прежней машины. Более того, в некоторых случаях менеджеры вовсе отказываются продавать новый авто без trade-in, если клиент, например, хочет самостоятельно реализовать свой автомобиль по более высокой стоимости, чем предлагает дилер.
"История "купите коврики, а машина вам в подарок" в целом заканчивается, потому что у дилеров заканчиваются автомобили. И те дилеры, которые не смогли адаптироваться к новым условиям, будут уходить с рынка. Новые условия заключаются в том, что поступление машин по схеме trade-in сильно снижено за счет снижения продаж новых автомобилей. И теперь содержать дилерские центры становится проблематично. И те, кто не развили самостоятельно направление авто с пробегом, то есть выкуп таких машин не по схеме trade-in, а по объявлениям, имеют шансы остаться вообще без товара - без автомобилей", - рассуждает директор по развитию и корпоративному управлению компании "Нижегородец" Алексей Макаров.
В свою очередь, руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников отмечает, что в рамках trade-in дилеры реально оценивают предлагаемый автомобиль и его стоимость может быть ниже, чем того хочет продавец. Но нужно понимать, что самостоятельная продажа займет определенное время, а при высоком ценнике реализация авто может затянуться на месяцы. За такой период цены на желаемые к покупке автомобили, скорее всего, вырастут, а некоторые модели могут исчезнуть из предложений дилеров. Поэтому покупка через trade-in - по мнению эксперта, это хорошее предложение для тех, кто хочет сменить автомобиль быстро, получить взамен старого новый или полностью проверенный с пробегом, при этом все вопросы по диагностике, подбору и документации переложить на плечи профессионалов.
Всего с начала года россияне приобрели 318,1 тыс. новых автомобилей, что на 52% ниже показателя за январь-май 2021-го. Очевидно, что в дальнейшем падение авторынка будет продолжаться, однако в ближайшие месяцы динамика продаж может несколько улучшиться, несмотря на начало отпускного сезона. Свою роль в этом, в частности, должны сыграть автокредиты, которые вслед за продолжающимся снижением ключевой ставкой ЦБ становятся всё доступнее, а также запуск производства Lada Granta в упрощенных комплектациях.
Так, по оценкам экспертов "Открытие Авто", в июне объемы продаж могут увеличиться до 30-35 тыс. автомобилей. Конечно, это крайне мало по сравнению с июнем 2021-го, но всё же заметно больше, чем в мае текущего года. Впрочем, даже в этом случае итоги полугодия для российского авторынка окажутся неутешительными: порядка 360 тыс. реализованных автомобилей, что означает падение на 59% по отношению к прошлому году.
Как отмечает Сергей Плетнев, исторически летний период был одним из выгодных для покупки новой машины. Сейчас официальные дилеры спланировали продажи автомобилей до начала осени. Поэтому, если потребность в авто действительно есть, лучше приобретать его сейчас, поскольку предложение на рынке ограничено складскими запасами.
"По продаже новых автомобилей в этом году прогноз такой, что их будет продано меньше, чем в 1998 и 1999 кризисных годах. Но вместе с тем хочется пошутить, что те, кто говорили, что не смогли сделать себе состояние в 90-е годы, потому что были маленькие, внимание, поезд возвращается - можете запрыгнуть в свободный вагон. В целом по рынку спрос улучшается, но это связано исключительно со стабилизацией ситуации и постепенным снижением ставки кредитования", - резюмирует Алексей Макаров.