Бренд "Сделано в Кыргызстане" хорошо известен в России, он ассоциируется с сегментом одежды эконом-класса.
- Имен много, но мы все объединены Made in Kyrgyzstan. Покупатели не делят нас на марки и отдельные бренды, воспринимают в совокупности. Для нас это и преимущество, и проблема. Если кто-то хочет работать в премиальном сегменте, не может вырваться. Как и те, кто хочет продвинуть собственный бренд, - делится киргизский предприниматель Асель Атабекова.
Она рассказала о личном опыте: несколько лет назад, заплатив немалые деньги за участие, бизнесвумен отправилась на выставку в Париж. Там получила предложение о сотрудничестве от модного дома. Но шить предлагали под чужим брендом.
- Но я-то приехала свое продвигать! И мне объяснили: вот ты заходишь в бедный дом. Тебе захочется носить его одежду или брать мебель из его интерьера? Так и тут - с биркой Made in Kyrgyzstan никто у тебя дорогие вещи не купит. И это стало для меня ключом к перевороту сознания, - говорит она.
Асель Атабекова, председатель "Женской лиги Центральной Азии" много лет руководит группой компаний Selya, ее рассказ о легкой промышленности республики не только компетентный, но и эмоциональный.
Текстильные изделия - вторая по значимости статья киргизского экспорта.
Из всего объема продукции отрасли примерно 60 процентов экспортируется в Россию, 30 - в Казахстан, и 10 - распределяются по другим регионам.
Главное преимущество Кыргызстана - расположение страны в центре Азии. Она граничит с Китаем, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, логистические связи с Россией выстроены через Казахстан.
В Кыргызстане в целом, в Бишкеке в частности швейный цех есть практически на каждой улице - так рассказала Асель. Более 70 процентов предприятий в отрасли - это маленькие цеха (до 70 сотрудников), 20 процентов - средние цеха человек на 100-200, и крупные предприятия, с несколькими сотнями сотрудников - от 3 до 10 процентов. Большинство предприятий работают в сегменте fast fashion: заказываете модель - и через десять дней она уже на пути к вам. По словам Атабековой, ни Узбекистан, ни Китай, ни Бангладеш такой скорости обеспечить не могут. Знаменитый рынок Дордой в Бишкеке сейчас служит реальным мостиком между киргизским производителем и российским потребителем, на нем представлены десятки (а может, и сотни) местных цехов, ателье и фабрик.
Десятки дизайнеров, российских брендов сотрудничают с Кыргызстаном, особенно это касается работы с маркет-плейсами. В республике открываются офисы российских компаний.
"РГ" писала недавно об уральском модном рынке. Наши дизайнеры жаловались на отсутствие рабочих рук, сложности с поставками тканей. А в Кыргызстане другая ситуация - при обилии швейных цехов, при наличии текстильных предприятий наблюдается острая нехватка квалифицированных дизайнеров и маркетологов. Такое ощущение, что мы просто созданы друг для друга.
О возможном сотрудничестве рассуждают предприниматели из Екатеринбурга.
- Я хотела бы отшивать у них коллекции своего бренда. Немного меня смутило, что во время беседы наши гости несколько раз подчеркнули, что они работают только в эконом-классе. Значит ли это, что качество у них неидеальное? Хотя у нас довольно простые изделия, - рассуждает Анастасия Герцберг, руководитель группы компаний, в том числе ателье, швейного цеха и бренда детской одежды Booms. - И надо понять, есть ли у них определенные виды тканей, которые нам нужны. Футер и трикотаж мы в основном заказываем в Турции. Если нам везти к ним свою ткань, оттуда отшивать и отправлять к нам обратно - боюсь, что всю экономию на пошиве съедят транспортные издержки. Нужно исследовать этот рынок!
Валерия Суменкова, сооснователь марки купальников и спортивной одежды A`more, оптимистичнее:
- Мы всерьез рассматриваем возможность сотрудничества. Цены у них точно интереснее, чем у наших уральских подрядчиков. Речь идет, например, о нанесении принтов на ткани. Планируем съездить в командировку, чтобы познакомиться лично, посмотреть производство.
У киргизских коллег есть свои опасения. Часто бизнесмены из России торгуются, стараются заплатить минимум за пошив изделий, а потом многократно накручивают цены.
- Киргизский производственник вам сделает все: подбор конфекциона, подготовка лекала, изготовления образца - он может все! И плюс пойдет на ваши условия, вплоть до отшива в течение 10-15 дней. Если только поймет, что вы готовы платить и выстраивать с ним честные долговременные отношения, - уверяет Асель Атабекова.
- Мы, бизнесмены, наконец не будем мучиться, где нам взять кадры. Мы найдем цеха, которые смогут быстро нам отшивать. А может быть, наши сотрудники - технологи, дизайнеры, организаторы производства - найдут работу в Кыргызстане, - дополняет коллегу Ирина Пуць, владелица швейной фабрики для малышей. - Большое преимущество, что люди там говорят по-русски.
Комитет по развитию женского предпринимательства Свердловского отделения общественной организации "Опора России" и общественный фонд "Женская Лига Центральной Азии" подписали меморандум о сотрудничестве, чтобы упростить общение между предпринимателями Урала и Кыргызстана. Руководители женских организаций обещают выступать посредниками во взаимном поиске деловых партнеров.
Российско-Киргизская конференция в Екатеринбурге