13.06.2022 19:56
Власть

Какие перспективы открывает прямое автомобильное сообщение между Россией и Китаем

Текст:  Сергей Набивачев ("Российская газета", Амурская область)
Российская газета - Столичный выпуск: №125 (8773)
Запущено движение по автодорожному мосту через реку Амур между Благовещенском и китайским Хэйхэ. Что это означает для экономики России и для жителей дальневосточных регионов?
Первые китайские грузовики по новому мосту везут в Россию автомобильные шины и электротовары. / пресс-служба правительства Амурской области
Читать на сайте RG.RU

Итак, 10 июня из России в КНР ушли четыре контейнера с соевым маслом и столько же - с пиломатериалами. Из Поднебесной ввезли шесть контейнеров с автомобильными шинами и два с электротоварами - выключателями, удлинителями и тому подобным. Такими были первые партии грузов, прошедшие по долгожданному мосту. И это только начало.

- Сегодня мы видим дефицит провозных мощностей на железной дороге и в портах, превышающий 70 миллионов тонн грузов в год. При текущей динамике роста товарооборота грузопоток в восточном направлении может удвоиться. Поэтому каждый такой проект жизненно важен, - заявил глава минвостокразвития Алексей Чекунков. - Мы рассматриваем возможность открытия дополнительных пунктов пропуска в регионах Дальнего Востока. Будем развивать предмостовые территории, промышленные площадки для организации совместных производств. Это позволит производить необходимую продукцию эффективнее и дешевле.

Длина самого моста - 1080 метров, всего же общая протяженность мостового перехода, включая подъездные дороги, - 20 километров

Президент амурской Торгово-промышленной палаты Сергей Смородников с ним согласен. Он ожидает, что новый мост даст мощный толчок экономике не только Приамурья, но и всего Дальнего Востока.

- Бизнес глубоко вдохнул, потому что та логистика, которая была, удорожала продукцию для потребителя. Да и для бизнеса была не очень выгодной. Мост дает возможность уменьшить издержки. В Забайкалье или Приморье делать круг - посчитайте, во сколько это обойдется.

Также Сергей Смородников не исключил, что именно через Благовещенск могут пойти "санкционные" товары - то, что страны Запада в нынешней политической ситуации не поставляют России напрямую. Но, как нередко бывает, могут продавать через третью страну - Китай.

Губернатор Амурской области Василий Орлов сообщил, что стоимость проезда по новому мосту для одного автомобиля составит 8700 рублей. В регионе в этом году будут работать три пункта пропуска. Вслед за запуском моста возобновляется работа и двух привычных переходов - Благовещенск - Хэйхэ и Поярково - Сюнькэ. Что касается более отдаленных перспектив, то губернатор Амурской области Василий Орлов заявил о необходимости создания двух новых мостов - автомобильного между российским поселком Джалинда и китайским городом Мохэ и железнодорожного между Благовещенском и Хэйхэ.

В прошлом году объем двусторонней торговли Приамурья с Китаем вырос на 10 процентов. По данным Дальневосточного таможенного управления, за 2021 год за границу из Приамурья вывезли товаров на 36,7 миллиона долларов, из них на КНР приходится почти 30,9 миллиона. Импорт в Амурскую область за то же время составил более 38 миллионов долларов, в том числе товар на 20,1 миллиона прибыл из Китая. Важнейшие товары, которые продает российский регион, - уголь, древесина и изделия из нее, соевые бобы, соевое масло и злаки. В обратном направлении идут машины и оборудование, транспорт, изделия из металла, овощи, изделия из резины (например, автомобильные шины), изделия из пластмассы.

Что может стать знаковым символом Приморья

О мосте говорили около трех десятков лет. Сами же работы начались 24 декабря 2016 года, их вели параллельно по обе стороны границы. Длина самого моста - 1080 метров, по 540 метров для российских и китайских специалистов. Стыковка произошла 31 мая 2019 года. Всего же общая протяженность мостового перехода - 20 километров, так как в него входят и подъездные дороги - 6 километров в Китае и 13 километров в России (в том числе 278 метров - это мост через протоку Каникурганскую). Фактически сооружение было построено еще в 2019 году, а на следующий год получено разрешение на ввод в эксплуатацию. Но движение по нему пришлось отложить из-за пандемии коронавируса. И до недавнего времени мост стоял полностью готовым, но невостребованным. Теперь же процесс наконец пошел.

Регионы Китай Минвостокразвития Амурская область Дальний Восток