Валютный контроль в России заметно ужесточился в начале марта. По мере стабилизации ситуации в финансовом секторе и укрепления рубля он ослабляется - в том числе и для компаний-экспортеров. Изначально экспортеры должны были продавать 80% валютной выручки, позднее норматив опустился до 50%, а время продажи выросло с 3 рабочих дней до 60. Минфин разрешил с 6 июня экспортерам получать выручку на свои счета в зарубежных банках. Также с 8 июня граждане РФ и резиденты дружественных стран смогут в течение месяца перевести со своего счета в российском банке на свой счет за рубежом или другому человеку уже не до 50, а до 150 тысяч долларов. Указ о передаче правительственной комиссии по иностранным инвестициям прав определять долю продажи валютной выручки стал продолжением серии послаблений, реализованных в последние недели.
Теперь решение о доле продажи выручки может приниматься в индивидуальном порядке и учитывать вспомогательные обстоятельства. "Вопрос лишь в том, что это за обстоятельства - потребность во встречном импорте промежуточных товаров, структуре капитальной программы и приоритетов по размещению финансовых остатков. Если в первом и втором случае новые правила ничего не изменили (из обязательного норматива можно было исключать потребность в валюте для исполнения обязательств по импортным контрактам), то в последнем случае выбор лежит на стороне компаний, хотя административный запрос на снижение продаж валюты становится все более очевидным", - считают аналитики Росбанка.
Они указывают, что до введения обязательных нормативов средняя доля конверсии валютной выручки составляла 70-80%, и текущий тренд на укрепление рубля при неизменных рублевых обязательствах может повысить потребность в конверсии валюты для расчетов в рублях. "Соответственно, новаторские послабления не снижают нагрузки на внутренний валютный рынок в периоды подготовки к налоговым выплатам, которые в июне дополнятся конверсией валюты для выплаты дивидендов", - отмечают эксперты.
По их словам, в вопросе конверсии валютной выручки мяч лежит на стороне компаний, и более либеральные условия валютного контроля повышают требования для валютного "самоконтроля". Его базовым принципом становится диверсификация валютных рисков в разрезе "рубль - мягкие валюты", круг и ликвидность которых пока далеки от желаемых, а рублевые остатки еще и гарантируют умеренно высокую положительную доходность пропорционально уровню ключевой ставки.