В числе главных вызовов - радикальное снижение воздействия на окружающую среду до 100% к 2050 году, снижение уровня шума на 15-20 EPNdB относительно существующих норм, сокращение выбросов углекислого газа на 25-50% и ежегодное снижение потребления топлива на 1.4-2%, а также повышение безопасности полетов. Как известно, цель Глобального плана обеспечения безопасности полетов ИКАО - к 2030 году свести к нулю число погибших в авиационных происшествиях и в дальнейшем поддерживать такой уровень безопасности полетов
По словам Василия Шапкина, сегодня уровень технологий уже не позволяет рассчитывать на значимое сокращение удельного расхода топлива. Этот показатель влияет и на стоимость авиаперевозок, и на выбросы вредных веществ. "Дать адекватный технологический ответ на вызовы для гражданской авиации мы можем исключительно лишь при переходе к новым видам силовых установок - электрическим и гибридным, а также начиная применять топливо из возобновляемого сырья. Эти же новые типы силовых установок позволяют совершить прорыв и в области снижения уровня шума. Разработка этих направлений дополнит технологическую суверенизацию в авиастроении", - отметил Шапкин.
По результатам исследований, проведенных учеными Центра, сформированы три стратегически значимых комплексных научно-технологических проекта: сверхзвукового гражданского самолета, магистральных и региональных самолетов с гибридными силовыми установками и на водородном топливе, скоростных винтокрылых летательных аппаратов новых схем. В рамках этих проектов также предусмотрены "сквозные" проекты - по электрическим и гибридным силовым установкам, и по интеллектуальным авиационным системам.
"В нашем Центре проводятся большие и серьезные исследования по этим прорывным КНТП. Однако, для того, чтобы получить более значимые результаты, нам необходимо на государственном уровне определить новые механизмы государственных инвестиций, направленных на поддержание и развитие инженерной инфраструктуры научных центров в обеспечение создания прорывных проектов в области гражданского авиастроения, нормативно закрепить использование только отечественных технологий, программного обеспечения, оборудования, агрегатов и компонентов при создании высокотехнологичной гражданской продукции, в том числе использующей технологии искусственного интеллекта, а также определить место и роль прикладной науки в создании научно-технического задела для высокотехнологичных отраслей экономики России, в том числе определить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование и координацию прикладных научных исследований", - подчеркнул первый заместитель главы Центра.