Сейчас этот процесс связан с концентрацией производственных мощностей в мире, а в дальнейшем будет ускоряться в связи с доступностью роботизированных промышленных комплексов. Одновременно растет доходность в сфере брендинга, постпродажных услуг, а еще больше - в сфере инжиниринга, изобретательства, интеллектуальной собственности. И здесь у России огромный нереализованный потенциал: мы чрезвычайно изобретательны и креативны, к тому же большинство технологий давно придуманы.
Именно поэтому мы в ВОИР выступаем против термина "импортозамещение". Заставлять российскую промышленность тратить средства и время на копирование имеющихся на рынке продуктов - это значит лишь фиксировать наше технологическое отставание.
Это приведет к еще большему снижению финансирования сферы разработок и коммерциализации отечественных изобретений. И грозит необратимыми последствиями. Но российские изобретатели уже сегодня готовы предложить промышленности и бизнесу уникальные решения, которые опережают импортные. Таких примеров можно приводить сотни. Но большинство этих разработок производят фурор на международных выставках изобретателей, а у нас дома пылятся в архивах Роспатента.
Что нужно, чтобы из блестящих идей все это превратилось в прибыльные масштабные проекты? Ответ очевидный, и с ним согласны почти 100 процентов изобретателей, конструкторов, промышленников. Нужны доступные инвестиции.
Сегодня, несмотря на обилие институтов развития, привлечь в проект 5-10, а тем более 30 миллионов рублей - задача почти нерешаемая. С вас потребуют маркетинговое исследование, бизнес-план, команду, промышленного партнера, гарантии возврата, образование, ученую степень, публикации в научных изданиях инициатора и много чего еще… Для того чтобы изобретением заинтересовались, предпринимателю нужны действующие прототипы, которые полностью подтверждают гипотезу изобретателя. А это может стоить и не 3 миллиона рублей, которые может выдать Фонд содействия инновациям без софинансирования - и то редким счастливчикам. Срочно надо возрождать конструкторские бюро - даже президент про это уже сказал, - пусть даже при университетах. Но лучше, если они будут самостоятельными, а им нужно обеспечить проектное финансирование без лишних проволочек. ВОИР и другие институты развития могут очень быстро насытить их перспективными проектами и командами. Можно использовать и соревновательную составляющую между институтами развития: кто первый доведет изобретение до промышленной реализации или извлечения лицензионного дохода. Сейчас появились программы у Агентства по технологическому развитию. Но они тоже не для массовых проектов: мало кто захочет отдать свои права агентству, предъявляются завышенные требования по полученной выручке на НИОКР и т.д. По нашим оценкам, общая сумма в 10 миллиардов рублей может резко активизировать процесс создания готовых к тиражированию опережающих технологий.
Еще один вопрос - многократное увеличение доступных инвестиционных кредитов для промышленности, которая будет выпускать импортоопережающие продукты. Надо снять требование по залогам, ограничения на строительство новых корпусов и капитальный ремонт. С момента заявки до получения первого транша не должно проходить более месяца. И повышать покупательную способность населения надо не через социальные выплаты, а через финансирование новых высокотехнологичных предприятий. Но на это направление необходимо выделить возвратные кредитные деньги, то есть государство тут почти не рискует. При этом общая сумма промышленных инвестиционных кредитов должна быть достаточно велика - почти безгранична. Здесь можно говорить о триллионе рублей или даже о большей сумме.
Среди административных преград для изобретательства главной проблемой является разобщенность ведомств. Вроде все по отдельности выполняют свои целевые показатели и торжественно отчитываются. А конкурентоспособных продуктов нет. Нам представляется, надо срочно сконцентрировать задачу создания конкурентоспособных импортоопережающих продуктов в одной структуре. И это должен быть не просто Роспатент, а Росинтеллект. Аналитика по технологическим трендам и защита отечественной интеллектуальной собственности на внешних рынках, определение достижимых задач для проектных команд, финансирование через подведомственные фонды - таким должен быть новый функционал ведомства. А сейчас сфера интеллектуальной собственности и изобретательства просто разрывается между полутора десятками структур - от минэкономразвития до минцифры и минобороны. И любая инициатива после марафона согласований умирает на уровне заместителей директоров департаментов минэкономразвития и минобрнауки.
Где взять дополнительные средства? Возможно, следует рассмотреть вопрос о введении налога на экспорт сырьевых продуктов без переработки. Он мог бы пополнять фонды развития изобретательства и защиты отечественной интеллектуальной собственности. Нужно срочно менять таможенные пошлины: сегодня чаще всего ввоз готовых изделий не облагается пошлиной, а вот ввоз комплектующих, необходимых для их сборки, облагается существенными пошлинами. И это делает производство в России, например, газовых котлов или кондиционеров нецелесообразным.
И про сертификацию. Выход на внешние рынки нам блокируют в большинстве случаев этим инструментом. Имеющихся мер поддержки (компенсация расходов на сертификацию) недостаточно, требуется и участие государственных структур. Надо обязать Российский экспортный центр проводить определенное количество сертификационных процедур в год - в интересах отечественных производителей. Участие в выставках - хорошо, но содержать для этого целый институт развития нецелесообразно.
Требует настройки и механизм субсидирования. Например, достаточно распространить субсидии, предоставляемые покупателям электроавтомобилей, на покупателей сельскохозяйственной и коммунальной техники. Ведь среди них десятки инновационных компаний, которые не справились с заградительными барьерами по сертификации пассажирских транспортных средств.
Почти год мы ждем от министерства экономического развития официальный ответ на наше обращение о непрозрачности работы с инновационными проектами в Фонде содействия инновациям, об отсутствии механизма апелляции.
И последний - глобальный - вопрос для предпринимательства: создание комфортного бизнес-климата. Надо отменять НДС как изживший себя налог. Нельзя брать налог на добавленную создаваемую стоимость, надо максимально мотивировать ее создавать. Вместо НДС должен появиться новый эффективный налог с продаж розничному покупателю. Государство должно быть заинтересовано в росте благосостояния покупателя. А у промышленности появится на 20 процентов оборотных средств больше. Его и рассчитывать просто, и собирать просто, и бизнес выдохнет спокойно без налоговых инспекций, выискивающих ошибки в счетах-фактурах в предыдущих пяти или восьми звеньях цепочки поставщиков. Да и уголовных дел и посадок в среде предпринимателей будет в разы меньше.
По нашему мнению, в этом перечне первоочередных задач нет нерешаемых. Мы готовы участвовать в достижении технологического суверенитета страны. При поддержке правительства у нас все получится.