В практическую плоскость подготовка этого проекта перешла еще в 2020 году, когда на предприятии был создан собственный инжиниринговый центр. Год спустя заработал конструкторско-внедренческий центр "Электроэлемент", сосредоточенный уже на подготовке производства глубоколокализованного электроавтомобиля. Первые двести таких машин должны сойти с конвейера "Автотора" уже в следующем году.
Такое обязательство "Автотор" взял на себя в дополнение к специальному инвестиционному контракту (СПИК), подписанному в 2019 году на десять лет с Минпромторгом России и правительством Калининградской области. Он предусматривает масштабное техническое перевооружение и создание новых производственных мощностей, в том числе для запуска производства электромобилей и производств автокомпонентов. Общий объем заявленных инвестиций компании по всем обязательствам в рамках СПИК - не менее 32 миллиардов рублей.
В 2021 году "Автотор" приступил к строительству производственных корпусов и созданию необходимой инфраструктуры для новых заводов, включающих механообработку, цветное литье, производство систем вентиляции, отопления и кондиционирования, изготовление бамперов, сидений, систем выпуска отработанных газов, тяговых электродвигателей, тяговых батарей, инверторов, подрамников, жгутов проводов, систем помощи водителю и других автокомпонентов.
В компании и сейчас подтверждают планы по запуску этих производств, несмотря на тяжелую ситуацию с загрузкой действующих мощностей. - В первом квартале следующего года мы запустим семь-восемь новых производств: завод роботизированной техники, завод пластмассовых изделий, завод компонентов и другие, - рассказал основатель "Автотора" Владимир Щербаков. По его словам, с 2024 года планируется начать серийное производство электромобилей с выходом на объем годового выпуска свыше 50 тысяч машин в год. За четыре года предприятие рассчитывает произвести около трехсот тысяч электромобилей, в том числе широкую гамму техники на основе электродвигателя для маломобильных групп населения. В планах и производство главных агрегатов, в том числе электродвигателей. Тяговые батареи для них тоже будут местного производства: "дочка" "Росатома" ООО "Рэнера" строит в Калининградской области завод по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей.
- Доступность применения локализованной аккумуляторной батареи - один из стратегически важных факторов, определяющих перспективы нашего инвестпроекта по производству электромобилей и ускоренного внедрения электромобилей в России в целом, - подчеркивает генеральный директор ООО "Автотор Холдинг" Александр Сорокин.
Во многом благодаря "Автотору" с его высокотехнологичным автопроизводством самый западный регион стал одним из пилотных в утвержденной федеральным правительством Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Другие аргументы - развитая сеть автодорог хорошего качества, а также наличие зарядной инфраструктуры и потенциал ее развития. Сейчас в регионе около десятка электрозаправок, буквально на днях еще одна открылась в строящемся жилом квартале в областном центре. Этот элемент инфраструктуры постепенно становится насущной необходимостью, поскольку число электромобилей растет.
Для Калининградской области актуальность ускоренной реализации программы по производству и обеспечению населения Калининградской области транспортом с электрическим приводом и другими альтернативными видами энергии продиктована и экологическими ограничениями, принимаемыми на европейском пространстве.
Предложение о полном переводе Янтарного края на электротранспорт прозвучало в прошлом году от участников круглого стола, посвященного стратегии развития региона, на научной конференции "Рубежи России". Тогда губернатор Антон Алиханов, говоря о планах европейских соседей запретить транспорт с двигателями внутреннего сгорания в ближайшей перспективе, отметил, что для калининградцев это будет очень существенно. Ведь они не смогут выехать за пределы региона на машине. "Мы должны подумать, как мы простимулируем замену и переход на электротранспорт", - добавил губернатор. В планах регионального правительства - повысить количество приобретаемых в регионе электромобилей и других транспортных средств с низкоуглеродным следом до 50 процентов.
Эти планы закреплены соглашением о взаимодействии в области развития экологического транспорта на территории региона, которое было подписано в марте 2022 года между Министерством промышленности и торговли РФ, Госкорпорацией "Росатом", правительством Калининградской области и "Автотором".
Запуск производства новых видов продукции автопрома требует соответствующей профессиональной подготовки квалифицированных кадров. И этот вопрос тоже решается.
В сотрудничестве с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта и Московским политехническим университетом "Автотор" реализует несколько образовательных проектов и программ, которые предусматривают как целевую подготовку специалистов, так и научную деятельность, включая разработку предложений по развитию инновационных, энергоэффективных технологий для новых видов высокотехнологичной продукции.