15.06.2022 07:21
    Поделиться

    Сила тока

    В Калининградской области готовятся к производству российских электромобилей
    Беспрецедентное санкционное давление и заявления об уходе с российского рынка иностранных автоконцернов заставляют отечественных автопроизводителей искать новые пути развития, которые нацелены в том числе на ускоренное импортозамещение. Новые направления осваивает и калининградское предприятие "Автотор" - здесь готовятся выпустить "пилотную" партию электромобилей отечественного производства.
    Максим Блинов / РИА Новости

    В практическую плоскость подготовка этого проекта перешла еще в 2020 году, когда на предприятии был создан собственный инжиниринговый центр. Год спустя заработал конструкторско-внедренческий центр "Электроэлемент", сосредоточенный уже на подготовке производства глубоколокализованного электроавтомобиля. Первые двести таких машин должны сойти с конвейера "Автотора" уже в следующем году.

    Такое обязательство "Автотор" взял на себя в дополнение к специальному инвестиционному контракту (СПИК), подписанному в 2019 году на десять лет с Минпромторгом России и правительством Калининградской области. Он предусматривает масштабное техническое перевооружение и создание новых производственных мощностей, в том числе для запуска производства электромобилей и производств автокомпонентов. Общий объем заявленных инвестиций компании по всем обязательствам в рамках СПИК - не менее 32 миллиардов рублей.

    В 2021 году "Автотор" приступил к строительству производственных корпусов и созданию необходимой инфраструктуры для новых заводов, включающих механообработку, цветное литье, производство систем вентиляции, отопления и кондиционирования, изготовление бамперов, сидений, систем выпуска отработанных газов, тяговых электродвигателей, тяговых батарей, инверторов, подрамников, жгутов проводов, систем помощи водителю и других автокомпонентов.

    В компании и сейчас подтверждают планы по запуску этих производств, несмотря на тяжелую ситуацию с загрузкой действующих мощностей. - В первом квартале следующего года мы запустим семь-восемь новых производств: завод роботизированной техники, завод пластмассовых изделий, завод компонентов и другие, - рассказал основатель "Автотора" Владимир Щербаков. По его словам, с 2024 года планируется начать серийное производство электромобилей с выходом на объем годового выпуска свыше 50 тысяч машин в год. За четыре года предприятие рассчитывает произвести около трехсот тысяч электромобилей, в том числе широкую гамму техники на основе электродвигателя для маломобильных групп населения. В планах и производство главных агрегатов, в том числе электродвигателей. Тяговые батареи для них тоже будут местного производства: "дочка" "Росатома" ООО "Рэнера" строит в Калининградской области завод по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей.

    - Доступность применения локализованной аккумуляторной батареи - один из стратегически важных факторов, определяющих перспективы нашего инвестпроекта по производству электромобилей и ускоренного внедрения электромобилей в России в целом, - подчеркивает генеральный директор ООО "Автотор Холдинг" Александр Сорокин.

    Во многом благодаря "Автотору" с его высокотехнологичным автопроизводством самый западный регион стал одним из пилотных в утвержденной федеральным правительством Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Другие аргументы - развитая сеть автодорог хорошего качества, а также наличие зарядной инфраструктуры и потенциал ее развития. Сейчас в регионе около десятка электрозаправок, буквально на днях еще одна открылась в строящемся жилом квартале в областном центре. Этот элемент инфраструктуры постепенно становится насущной необходимостью, поскольку число электромобилей растет.

    Уже в начале 2023 года предприятие запустит семь-восемь новых производств, среди которых завод роботизированной техники, завод пластмассовых изделий, завод компонентов

    Для Калининградской области актуальность ускоренной реализации программы по производству и обеспечению населения Калининградской области транспортом с электрическим приводом и другими альтернативными видами энергии продиктована и экологическими ограничениями, принимаемыми на европейском пространстве.

    50 тысяч электромобилей в год будет выпускать предприятие в 2024 году

    Предложение о полном переводе Янтарного края на электротранспорт прозвучало в прошлом году от участников круглого стола, посвященного стратегии развития региона, на научной конференции "Рубежи России". Тогда губернатор Антон Алиханов, говоря о планах европейских соседей запретить транспорт с двигателями внутреннего сгорания в ближайшей перспективе, отметил, что для калининградцев это будет очень существенно. Ведь они не смогут выехать за пределы региона на машине. "Мы должны подумать, как мы простимулируем замену и переход на электротранспорт", - добавил губернатор. В планах регионального правительства - повысить количество приобретаемых в регионе электромобилей и других транспортных средств с низкоуглеродным следом до 50 процентов.

    Эти планы закреплены соглашением о взаимодействии в области развития экологического транспорта на территории региона, которое было подписано в марте 2022 года между Министерством промышленности и торговли РФ, Госкорпорацией "Росатом", правительством Калининградской области и "Автотором".

    Запуск производства новых видов продукции автопрома требует соответствующей профессиональной подготовки квалифицированных кадров. И этот вопрос тоже решается.

    В сотрудничестве с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта и Московским политехническим университетом "Автотор" реализует несколько образовательных проектов и программ, которые предусматривают как целевую подготовку специалистов, так и научную деятельность, включая разработку предложений по развитию инновационных, энергоэффективных технологий для новых видов высокотехнологичной продукции.

    Поделиться