16.06.2022 10:01
Культура

На ПМЭФ прошла сессия "Пираты контентного моря: будущее онлайн-платформ"

Текст:  Сусанна Альперина
В первый день работы XXV юбилейного Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в "Экспофоруме" прошла сессия "Пираты контентного моря: будущее онлайн-платформ". Организовал ее онлайн-кинотеатр Premier, который входит в состав "Газпром-Медиа Холдинга".
/ Дмитрий Феоктистов/фотохост-агентство ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Как следует из названия, сессия была посвящена растущей угрозе пиратства. В современной реальности санкции затронули практически все сферы российского бизнеса. Киноиндустрия не стала исключением. Многие зарубежные кинокомпаний заявили об уходе с российского рынка и отключили свои сервисы на территории России. Однако контент этих компаний в различных формах остается доступным.

По-настоящему к теме пиратства перешли лишь ближе к концу панельной дискуссии - у онлайн-кинотеатров, как и у реальных, накопилось немало проблем.

На сессии выступили: генеральный директор Premier,Софья Митрофанова, директор Института кино Высшей школы экономики Александр Акопов, генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео" (АИВ) Алексей Бырдин, креативный продюсер A-ONE Виктория Лымарь, управляющий партнер АНО ДПО "Универсальный Университет" Мария Ситковская. Роль модератора на себя взял главный редактор издания "Бюллетень кинопрокатчика" Александр Нечаев.

Вот наиболее интересные высказывания, которые прозвучали на сессии.

Александр Акопов:

Кинотеатры в РФ остались без субсидий и ищут новый контент

"Мы все забываем, что кроме мейджоров в Голливуде есть кинопроизводители. Я сейчас вижу в прокате фильмы, которые попали в прокат по независимым контрактам, заключенным ранее. Думаю, нас ожидает большой поток голливудской продукции, которая придет к нам не через мейджоров. Продуктов хватит! Голливудские студии потеряли 600 млн долларов по причине ухода из России. Эти 600 млн и есть главная мотивация".

"В стране производится 8 тысяч часов сериалов в год. Это не считая телефильмов. Российской киноиндустрии нужно сокращение количества контента и перевод этого бюджета в качество. Нам нужны специалисты, которые умеют и хотят снимать массовый контент. Сейчас у многих работников киноиндустрии я вижу болезнь - называю ее "Нетфликс головного мозга". Наша проблема не в том, что мы мало производим. Проблема в том, что мозги креативного сообщества растут в другую сторону: они хотят в артхаус".

Алексей Гореславский:

"В следующем году ИРИ увеличит инвестиции в контент, не менее половины бюджета 2022 года уйдет сериалам. Объем инвестиций в контент не уменьшается, а количество хороших проектов растет с каждым годом.

В 2021 году ИРИ выделил на контент 10 млрд рублей (5,5 из них потрачено на поддержку фильмов и сериалов), в 2022 году заложено 15 млрд на все типы контента. ИРИ старается контролировать процесс на всех этапах, но это не означает, что мы лезем в творчество".

Категория "игры и программное обеспечение" показывает серьезный рост: "Первые два года там не было какого-то ощутимого предложения... То, что мог предложить ИРИ - инвестиции в размере 100-200 млн для небольших компаний - это было многовато, а для больших - слишком мало. Сейчас мы зафондировали несколько игр, которые выйдут в этом году".

Софья Митрофанова:

"Сложно оценивать весь рынок в момент, когда горизонт планирования - неделя или две. Для Premier ни о каком падении на 40% речь идти не может. Снижение будет, но не такое большое. Онлайн-кинотеатры ощутят изменения в этой части через год-полтора".

"Наше молодое поколение уже формировалось в среде легального контента. Оно понимает, что не нужно мучиться со скачиванием пиратских копий с торрента. Эту аудиторию нам нельзя потерять.

На сегодняшний момент у нас выходит 2-3 новинки в месяц, а до конца года выйдет более 30 оригинальных премьер. Наши флагманские проекты тоже требуют защиты. Все наши рейтинговые проекты - в топе у пиратства. Я считаю, что пользователи пиратского контента также должны нести ответственность".

Алексей Бырдин:

Борис Титов: Кинотеатрам остается надеяться только на развитие отечественного кинопроизводства

"Для онлайн-кинотеатров использование принудительной лицензии не является реальной. Наши сервисы работают на различных платформах иностранного происхождения. Если иностранный правообладатель сочтет механизм принудительной лицензии пиратством, то у него есть механизмы для затруднения или блокировки приложений российских платформ. Для онлайн-кинотеатров это будет означать откат на 10 лет назад в эпоху работы исключительно в браузерах".

"Мы находимся сейчас с пиратами один на один. Без оружия. Но мы надеемся за лето решить проблему появления правового регулирования. И мы активно работаем с государством в этом направлении. Наше техническое совершенство - также один из ключевых факторов в борьбе с пиратством".

Виктория Лымарь:

"Часть зарубежных партнеров продолжает сотрудничество с нами. На Каннском кинофестивале мы подтвердили несколько сделок. Но есть и те партнеры, которые решили приостановить коммуникацию. Коммуникация продолжается с французскими партнерами, американскими - в том числе.

Платформам и прокатчикам нужно объединять свои усилия, устраивать событийные показы. Потому что есть контент, который не будет популярен в оффлайн-кинотеатрах, но станет успешным онлайн".

Мария Ситковская:

"В кино сейчас не хватает всех профессионалов: режиссеров, креативных продюсеров, даже актеров. В 2023 и 2024 году нам точно будет, что смотреть. Но я хочу обратить внимание не только на то, что нужно производить больше российского контента. Уход зарубежных брендов освобождает рекламный инвентарь. Необходимо сосредоточить силы в этом направлении. Нам нужно научиться упаковывать контент и продвигать его зрителю".

Кстати
Впервые в истории российского кино средства для дистрибуции фильма были привлечены с помощью краудлендинга

Сессия состоялась в рамках Форума Креативного Бизнеса, который проходил в первый день ПМЭФ-2022. В числе главных приоритетов форума - системная поддержка креативных индустрий, раскрытие их потенциала по развитию экономики, арктической тематики и социальной сферы. Форум проводится уже четвертый раз с целью формирования экосистемы кросс-дисциплинарных проектов и национальных брендов, повышения эффективности креативных индустрий.

Всего рамках мероприятия прошло более 20 сессий, включая видеоинсталляции, фотовыставки и выставки декоративно-прикладного искусства в соответствии с задачами правительственной Концепции развития творческих индустрий до 2030 года и в рамках реализации зонтичного проекта Эпос+.

Кино и ТВ