16.06.2022 22:04
Власть

Владимир Путин назвал главные задачи для российского автопрома

Текст:  Айсель Герейханова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Столичный выпуск: №129 (8777)
Президент Владимир Путин распорядился обеспечить доступность цен на легковые автомобили для россиян. Кроме того, глава государства поручил обеспечить технологический суверенитет страны в автопроме.
Владимир Путин поручил до 1 сентября утвердить обновленную стратегию отечественного автопрома. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В четверг, 16 июня, глава государства провел совещание по вопросам развития отечественного автопрома и назвал ключевые задачи в этой отрасли. Из-за демарша партнеров автозаводов России, которые покинули отечественный рынок, ситуация сложилась непростая. Путин указал на главные проблемы - резкое снижение выпуска отечественных автомобилей, рост цен на легковые машины, угроза понижение класса экологичности двигателей.

Президент напомнил, что ряд контрагентов и поставщиков российских автозаводов находились и находятся до сих пор еще за рубежом. Путин отметил, что подобная широкая кооперация, длинные, трансграничные производственные цепочки - общепринятая практика в мире. "В силу известных обстоятельств и причин многие такие связи сегодня оказались разорванными. Партнеры российских автозаводов, несмотря на свои долгосрочные обязательства, либо приостановили поставки, либо объявили об уходе с нашего рынка", - заявил Путин. Это отразилось на выпуске автомобилей. Так, по сравнению с прошлым годом, в этом марте выпуск отечественного автопрома оказался в три раза ниже, а в апреле - в пять раз. В связи с этим президент попросил правительство доложить о мерах поддержки автопрома, чтобы стабилизировать внутренний рынок.

Путин назвал две главные задачи, которые сегодня стоят перед страной в этой сфере. Первая - бесперебойная работа автомобильных заводов, их снабжение всеми необходимыми компонентами и сохранение занятости трудовых коллективов. "Вторая задача - насытить наш рынок, обеспечить достаточное предложение автомобилей, в первую очередь легковых, цены на которые резко выросли в этом году", - отметил Путин.

Он напомнил, что в последние два года в России ежегодно продавалось около полутора миллионов автомобилей, но в этом году объем продаж легковых автомобилей заметно сократился. "По итогам пяти месяцев - на 51 процент. Тогда как, по оценкам экспертов, чтобы избежать резкого роста стоимости машин, снижение продаж не должно было бы выйти за пределы 20-25 процентов", - сказал президент. Путин попросил участников совещания рассказать, что планируется сделать в этом направлении - как для поступления новых машин в салоны, так и для поддержки покупателей.

Путин поставил задачу обеспечить суверенитет в автопроме

Еще одна проблема - техническое обслуживание. "Сохраняются ли гарантийные права автовладельцев, где они будут обслуживать свои автомобили, как обстоят дела с поставками запчастей и так далее - давайте остановимся отдельно сегодня и на этой теме", - сказал президент.

Путин также выступил за поддержку рынка коммерческих автомобилей. "Если на рынке легковых автомобилей сейчас главная проблема связана с предложением, то рынок коммерческой техники может столкнуться с дефицитом спроса", - отметил президент. Он уточнил, что в этом сегменте основной покупатель - бизнес, транспортные компании, и многие из них сейчас придерживают инвестиции, анализируют текущую рыночную и логистическую обстановку, в том числе в связи с запретом въезда грузовиков российских компаний в Европу. "В этой связи предлагаю шире посмотреть на различные программы поддержки спроса на коммерческий автотранспорт. И, безусловно, важно повышать их эффективность", - сказал Путин.

На совещании также поднимался вопрос о соблюдении экологических норм в отношении грузовых автомобилей. Президент предостерег от массового снижения экологического класса российских грузовиков в связи с тем, что сейчас отечественные моторостроители замещают выпавших поставщиков. "Обращу внимание на то, что даже в дружественных странах, у партнеров по евразийской интеграции, действуют строгие экологические нормы в отношении грузовых автомобилей. И если мы массово понизим экологический класс российских грузовиков, это может сказаться на рыночных позициях наших перевозчиков, их просто не будут пускать, а значит, водители столкнутся и с вопросами занятости", - сказал Путин.

Одна из основных задач - обеспечить работу автомобильных заводов в России и сохранить занятость коллективов

Несмотря на сложную ситуацию, важно при этом все же не замыкаться только на сегодняшних проблемах автопрома. Путин призвал сформировать стратегические подходы, которые позволят обеспечить потребности граждан в качественных и доступных автомобилях, а также запросы экономики и бизнеса: речь идет о дорожной, строительной, коммунальной автотехнике.

В России должен быть обеспечен технологический суверенитет по основным параметрам автопрома, поручил президент. Путин напомнил, что еще с 2014 года в России реализуются специальные программы импортозамещения. "Конечно, это не означает, что абсолютно все производственные процессы в автопроме должны проходить именно у нас, в нашей стране. Но ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, интеллектуальные права и ноу-хау, должны быть, конечно же, российскими", - сказал он.

С темой развития отечественного автопрома тесно связан и вопрос качества дорог в стране. "Мы договорились, что за ближайшие пять лет приведем в порядок не менее 85 процентов протяженности региональных дорог опорной сети. Это, безусловно, должно быть сделано", - сказал Путин. Он отметил, что важно понимать не только какими будут дороги с точки зрения качества дорожного полотна и безопасности, но и какой транспорт будет по ним проезжать, на чем будут передвигаться пассажиры, перевозиться грузы.

По итогам совещания Путин поручил до 1 сентября разработать и утвердить обновленную стратегию автопрома. "И, конечно, ее ключевым элементом должно стать наличие у России собственных критических технологий и производств", - сказал он. Президент также отметил, что до конца года надо предпринять меры для того, чтобы ситуация в российской автомобильной промышленности не стала чрезвычайной. "Сегодня коллеги рассказали о самых острых проблемах, которые ограничивают их возможности. Прежде всего это связано с поставкой комплектующих, конечно, этому нужно уделить особое внимание", - сказал он. "До окончания года нужно сделать все необходимое, чтобы эта ситуация не стала чрезвычайной, чрезмерно острой", - подчеркнул Путин.

Песков заявил о готовности пересесть на "Ладу"

Отдельное внимание президент обратил на вопрос с ценами на автомобили и сказал, что прислушался бы к мнению министра финансов Антона Силуанова. "У нас действительно цены падают на металл, курс поменялся, это должно отразиться на ценах", - сказал президент, при этом отметив, что не говорит о других составляющих, которые могут влиять на рост цен. "Здесь тоже можно некоторые шаги предпринять в нужном нам направлении и главное в нужном направлении для людей. Нужно обеспечить доступность легковых автомобилей для граждан", - сказал Путин. Президент поручил главе минпромторга Денису Мантурову внимательно посмотреть на ситуацию с ценами на легковые автомобили и пообещал вернуться к обсуждению этого вопроса осенью.

В целом, говоря о поддержке автопрома, глава государства обратил внимание, что каждое рабочее место в автопроме "поддерживает девять мест в других отраслях". "Это говорит само по себе о важности отрасли, я уже не говорю о прямом ее значении", - отметил он. Путин подчеркнул, что научно-технологическое развитие обеспечит автопрому прочный фундамент. "Наука, технологии, инженерные центры - вот чем нужно заниматься. Тогда независимость наша будет абсолютно реальна и будет стоять на прочной базе, будет иметь собственный фундамент, прочное основание", - сказал он. Все решения нужно реализовать максимально быстро, распорядился президент. "Без излишних бюрократических проволочек", - отметил Путин.

Внутренняя политика Президент Российский автопром