Рафаэль Мирхатимович, были опасения, что в сложившихся экономических условиях власти будут вынуждены уменьшить финансирование по линии нацпроектов и госпрограмм. Этого, к счастью, не произошло. Расскажите, пожалуйста, что послужило главным аргументом для принятия такого решения?
Рафаэль Марданшин: За последние несколько месяцев произошли серьезные изменения в транспортной логистике. Для этого нужны современные автомагистрали, отвечающие всем требованиям по качеству и безопасности. Необходимо развивать скоростные трассы, чтобы грузы доставлялись быстро и удобно.
Поэтому к имеющимся проектам, которые будут реализованы в Башкирии, добавилось строительство 180 км участка скоростной дороги Москва - Казань - Екатеринбург, которая пройдет по северным районам нашей республики. Строительство начнется уже в этом году и завершится в 2024-м. Оно будет сопровождаться созданием объектов придорожного сервиса, улучшит транспортное сообщение между регионами и придаст импульс развитию Илишевского, Аскинского, Татышлинского и Балтачевского районов Башкирии.
В полном объеме сохранится финансирование проектов по ремонту и реконструкции участков федеральных автодорог М-5 и М-7.
Войдет ли Башкирия в число регионов, где построят транспортно-логистические центры на железной дороге для ускоренной обработки грузов?
Рафаэль Марданшин: Действительно, объем грузовых перевозок железной дорогой вырос, и вопрос быстрой доставки до адресата стал еще острее. Для того чтобы изменить логистику и не возить все сначала в Москву, а уж оттуда - в регионы, планируется построить несколько транспортно-логических центров с контейнерными станциями. Ближайший к Башкирии появится в Екатеринбурге, первая очередь объекта запустится уже в сентябре-октябре. Также планируется строительство и запуск новых транспортно-логистических центров в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Приморском крае.
Хватит ли запланированных средств для выполнения всех мероприятий, предусмотренных нацпроектом "Безопасные и качественные дороги", а также госпрограммой по развитию транспортной системы России? Ведь все дорожает.
Рафаэль Марданшин: Суммы будут по возможности корректироваться с учетом роста цен на строительные материалы. Мы отслеживаем ситуацию и должен сказать, что цены на некоторые позиции начали снижаться. Как бы то ни было, все будет делаться для того, чтобы соблюсти сроки. Задача надежного функционирования транспортной системы - стратегическая.
В этом году завершится строительство автодороги Бирск - Тастуба - Сатка, продолжится реконструкция "старого" автомобильного моста через Белую в Уфе. Вообще, объекты дорожной инфраструктуры, которые должны быть отремонтированы к 450-летию Уфы, получат необходимое финансирование. Напомню, что в этот перечень входит реконструкция улицы Октябрьской революции, участка улицы Пугачева от Бельской до Сочинской, строительство улицы генерала Рыленко и транспортной развязки на ее пересечении с улицей Пугачева, строительство Южного обхода с мостовым переходом через Кузнецовский затон, строительство путепровода через проспект Салавата Юлаева в створе улицы Коммунистической.
К юбилею Уфы горожанам обещали модернизировать общественный транспорт. Суждено ли этим планам сбыться, учитывая западные санкции?
Рафаэль Марданшин: Ситуация меняется чуть ли не ежедневно, но мы стараемся оперативно реагировать на все вызовы. Кстати, плановая работа от этого не страдает.
Каких новых законов ждать в сфере транспорта?
Рафаэль Марданшин: Появится единый закон, регулирующий работу легкового такси. Он давно назрел. Было предпринято немало попыток к его разработке, но его контуры наметились только сейчас. 19 мая на заседании комитета мы рассмотрели правительственный законопроект о регулировании деятельности легкового такси и направили его субъектам законодательной инициативы, ассоциациям перевозчиков, чтобы получить отзывы и предложения.
Это будет единый сбалансированный закон, который учитывает интересы пассажиров, водителей, агрегаторов, службы заказа такси. Планируется ввести три реестра. В один войдут перевозчики, в том числе самозанятые, которые станут полноправными участниками процесса, если будут отвечать определенным требованиям. Пока они вне правового поля. Во второй реестр включат сами автомобили, использующиеся как легковое такси, с информацией о годе выпуска, марке и тому подобное. В третий - службы заказа такси.
Законом вводится требование о создании федеральной государственной информационно-аналитической системы легковых такси, то есть в стране появится единая база.
Участники рынка такси не смогут избежать ответственности. Все риски будут застрахованы. Причем если ущерб окажется выше суммы страховки водителя, то вступит в действие субсидиарная ответственность службы такси.
То есть можно говорить о том, что законодатели учли все сложившиеся реалии?
Рафаэль Марданшин: Надеюсь, что да. Например, закон регулирует даже такие ситуации, когда такси зарегистрировано в одном регионе, а заказ на услугу поступает из другого. Или водитель зарегистрирован, скажем, в Башкирии, а хочет работать в Удмуртии. Основным ключевым вопросом законопроекта является повышение безопасности перевозок и ответственность перевозчиков перед пассажирами.