По словам губернатора Камчатского края Владимира Солодова, с полуострова вывозят огромные объемы нелегального деликатеса в багаже авиапассажиров.
- Сколько? По данным специалистов, до 800 тонн в год. Чтобы их получить, нужно 15-20 тысяч тонн лосося! - подчеркивает Солодов.
Председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын считает, что речь идет даже о более серьезных цифрах.
Еще более масштабно выглядит "исход" деликатеса, если посчитать в рублях. Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что стоимость вывозимой авиабагажом с Камчатки нелегальной икры оценивается в сумму до трех миллиардов рублей в год.
Типичная картина для аэровокзала в период лососевой путины: к пассажирам с небольшими чемоданами подходят люди, предлагающие за вознаграждение взять дополнительный багаж - упакованные в черное пластиковые контейнеры с икрой. Многие соглашаются: какой-никакой приработок. Можно предположить, что и после принятия закона полностью эта модель не исчезнет, не исключено, что вместо пяти человек с "подкинутым" 50-килограммовым багажом на рейсе окажется 25 - только с 10 килограммами икры.
При этом, как будут контролировать, сколько икры пассажир провез в багаже, а сколько в ручной клади, пока не ясно, технические тонкости прорабатываются. По всей видимости, если на интроскопе высветится, что пассажир везет икру, и возникнут сомнения, его попросят достать и взвесить весь объем. Лишнее просто изымут.
- В большинстве случаев браконьеры уничтожают рыбу на нерестилищах, - говорит Владимир Галицын.
Икра сбывается за большие деньги, поротая рыба - как гораздо менее дорогой ресурс - огромными дурно пахнущими свалками остается на полуострове. Вырезав таким образом лосося на нерестилище, можно подорвать запасы целой реки. Но это браконьеров не волнует. Главное для них - удачно сбыть товар.