- Юбилей - повод собрать друзей и немного пошутить над театральной жизнью. Можно сказать, что опера "Сначала музыка, а потом слова" - о закулисной жизни театра. История в ней представлена небанальная: в условиях крайней спешки, когда нет времени сочинять что-то новое (до премьеры остается всего четыре дня), участники спектакля пытаются подогнать имеющуюся музыку оперы-буфф к тексту оперы-сериа (итальянской серьезной оперы), который на наших глазах и сочиняется. Отсюда и название "Сначала музыка, а потом слова", - рассказал Юрий Александров.
Из истории оперы
Император Священной Римской Империи Иосиф II, любивший устраивать состязания между композиторами и между либреттистами, к "Увеселительному празднику в честь генерал-губернатора Нидерландов" заказал своим любимцам - Сальери и Моцарту - одноактные комические оперы на одну тему: театральное закулисье. При этом Моцарт должен был писать оперу на немецкое либретто Готлиба Штефани-младшего, а Сальери - на итальянское либретто Джамбаттисты Касти. Обе пары сложились не случайно: Моцарт со Штефани написал свою единственную на тот момент успешную оперу - "Похищение из сераля" (1782), а результатом содружества Сальери и Касти была написанная в 1785 году популярнейшая опера-буфф "Пещера Трофония". Как писал историк Марио Корти, фактически это было состязание между итальянской комической оперой и немецким зингшпилем.
Оба сочинения были представлены публике в Шенбрунне (летняя резиденция австрийских Габсбургов) 7 февраля 1786 года. В опере Сальери партию Элеоноры исполняла знаменитая Анна Сторачче, Капельмейстера пел Франческо Бенуччи, а Тонину - Челеста Кольтеллини. Победу одержало сочинение Сальери и, как считалось в то время, доказало превосходство итальянской оперы-буфф над немецким зингшпилем.