У вас давно была идея сделать конкурс Рахманинова в новом формате. В этом году он впервые пройдет как международный конкурс не только пианистов, но и композиторов, и дирижеров. Как откристаллизовалась эта идея сделать проект, подобный конкурсу Чайковского?
Денис Мацуев: Это два наших гения - Чайковский и Рахманинов, два столпа, две иконы, самые играемые, самые знаменитые русские композиторы в мире. Поэтому, если провести параллель со спортом, у нас должны быть два крупных соревнования, подобных Олимпиаде и Мундиалю, которые будут проходить фактически с той же периодичностью: конкурс Чайковского, а через два года - конкурс Рахманинова. Существовавший прежде конкурс Рахманинова был фортепианным, он проводился с 80-х годов и был сначала всесоюзным, потом - международным, затем по разным причинам - финансовым, административным, стал, по сути, локальным. Именно поэтому возникла идея возродить его в новом формате. В свое время этим занимался и Фонд Сергея Рахманинова, основанный внуком Рахманинова Александром Борисовичем. Еще в начале 2010-х годов мы с ним мечтали о том, как реанимировать и переформатировать рахманиновский конкурс. Уже тогда я считал, что необходимо расширить номинации конкурса, проводить его не только для пианистов, но и для дирижеров и композиторов - то есть для всех специальностей, в которых был велик Сергей Васильевич Рахманинов. К тому же в России и в мире как воздуха не хватает новых открытий по этим специальностям.
Нынешние обстоятельства оказались не слишком удачными для начала нового международного проекта. Тем не менее, судя по спискам участников, конкурс вызвал интерес не только в России?
Денис Мацуев: Абсолютно. Поток заявок был немыслимый: свыше 500 - это даже больше, чем на конкурс Чайковского. И география участников, прошедших отборочный тур, внушительная: Россия, Китай, Америка, Великобритания, Германия, Франция, Словения, Италия, Сингапур, Бразилия. В жюри по всем номинациям - целая россыпь мастеров из разных стран. У нас даже был случай, когда позвонил из Великобритании мой давний коллега, пианист Фредди Кемпф, и изъявил желание, чтобы его пригласили в жюри. Он сказал: я не могу без Рахманинова, не могу без России. Это мощный шаг. У нас будут такие мастера, как Лю Шикунь из Китая, легендарный пианист, лауреат первого конкурса Чайковского, музыкант с очень трудной судьбой. Во времена культурной революции в Китае он был репрессирован, пять лет сидел в тюрьме, ему ломали пальцы, но он играет до сих пор. Это живая легенда музыкального мира, и мы очень ждем его.
По результатам отбора вы по традиции не остановились на формальных цифрах регламента и допустили к конкурсу больше музыкантов - по 25 пианистов и дирижеров и 12 композиторов.
Денис Мацуев: Да, потому что нам было действительно трудно выбрать: уровень конкурсантов высочайший. Я по опыту уже знаю, что видеозапись обычно не дает того впечатления, как игра вживую. Разница огромная: бывает, впечатления от живой игры оказываются не такими яркими, а бывает совершенно наоборот. Как, например, когда Александр Канторов и Мао Фудзита проходили чуть ли не последними номерами на конкурс Чайковского. А в итоге Канторов получил Гран-при и первую премию конкурса, а Фудзита - вторую премию. Вживую впечатление от их игры было совершенно феноменальное. Музыканты, которых мы сейчас слышали на видеозаписях, это яркие личности, они обязательно должны заявить о себе на конкурсе Рахманинова.
Не могу не спросить: кто-то из отобранных на конкурс музыкантов отказался в итоге от участия или приедут все?
Денис Мацуев: Отказы были, мы не скрываем этого. Целый ряд китайцев, очень сильных, отсеялись по карантинным причинам. В Китае сейчас очередной карантин, даже более мощный, чем в 2020 году. И те конкурсанты, кто должен был выезжать из других городов в Пекин за получением визы, - а с визой ни у кого из них проблем не возникало, наши службы работают идеально - должны были потом возвращаться к себе в город и садиться на двухнедельный карантин. В результате они технически не смогли приехать в Москву. Это большая досада, потому что мы потеряли несколько очень серьезных талантов, и это случилось буквально в последние дни. Кроме того, было несколько отказов от участников по разным причинам. Кто-то отказался по болезни, кто-то - по своим убеждениям. Но это очень небольшой процент - 10-15 от общего числа конкурсантов и членов жюри, и это совершенно не повлияло на общую картину.
Регламент и программы нового конкурса существенно изменились. Появились два этапа в финальном туре, впервые - концертмейстерский тур у пианистов. Как принимались эти решения?
Денис Мацуев: Мы принимали эти, на мой взгляд, очень интересные решения вместе с коллегами - членами жюри и оргкомитетом конкурса. Во-первых, решили отойти от прежнего монографического принципа программ, когда на конкурсе звучала только рахманиновская музыка. Мы сделали программы в ключе "Рахманинов и его эпоха", то есть на конкурсе будут исполняться произведения, написанные от конца 80-х годов XIX века, когда появились первые сочинения Рахманинова, до марта 1943 года, когда Рахманинов скончался. В программы попали композиторы, жившие в одно время с Рахманиновым: Стравинский, Скрябин, Метнер, Шостакович, Прокофьев, Бриттен, Равель, Гершвин и другие. Разумеется, участники будет исполнять музыку Сергея Васильевича - Этюды-картины, прелюдии, сонаты, вариации, транскрипции, симфонии, романсы. В финале пианисты будут играть два концерта: оба рахманиновских или один из которых написан в эпоху, когда жил Рахманинов. Уверен, что это правильное решение. Так же, как и то, что мы разделили финал на две части, одна из которых будет посвящена романсам Рахманинова. Однажды мы делали подобный камерный этап на финале конкурса Чайковского.
Это актуальное нововведение, потому что у нас нет крупных открытых концертмейстерских конкурсов. Кроме того, романсы Рахманинова не часто звучат в концертных залах.
Денис Мацуев: Его романсы - это абсолютно отдельный жанр, даже не концертмейстерский, потому что каждый его романс - это шедевр, отдельный миниатюрный спектакль, где пианист - равноправный участник действа. Мы советовались с певцами, с огромным количеством пианистов, переигравших все романсы Рахманинова, и подобрали конкретные названия под солистов. У нас будут замечательные певцы из Молодежной программы Большого театра, и я уверен, этот тур станет украшением конкурса.
Что за интрига намечается у вас в финале дирижерского конкурса?
Денис Мацуев: Интрига в том, что никто из конкурсантов не знает, какую симфонию и какой концерт для фортепиано с оркестром они будут исполнять в финале. Накануне третьего тура они будут тянуть билеты, как на экзамене. Мы так решили, потому что считаем, что любой уважающий себя дирижер должен знать все три симфонии Рахманинова и все его концерты для фортепиано. Естественно, у дирижеров на первом туре будет исполняться и классика: в Моцарте и Бетховене проявляется все, как под лупой. В разных турах конкурсанты-дирижеры будут выступать с разными оркестрами. Мы пригласили в конкурс наши ведущие симфонические оркестры. А в качестве иллюстраторов в дирижерском финале выступят известные пианисты. Это, кстати, очень трудно - быть соучастником финала и не подвести финалистов.
Самое дискуссионное положение в регламенте конкурса - это возрастной ценз - до 45 лет у дирижеров и вообще его отсутствие у композиторов. Так, в конкурсе примет участие известный российский композитор Владимир Кобекин, которому в этом году исполнится 75 лет. В чем логика такого решения, ведь обычно конкурсы проводятся для молодых музыкантов?
Денис Мацуев: У пианистов мы поставили обычный возрастной ценз - до 32 лет, как на всех конкурсах. У дирижеров - до 45 лет, потому что дирижерская профессия довольно часто формируется у музыкантов во второй половине жизни и нельзя лишать возможности тех, кто раскрывается в более зрелом возрасте, принять участие в конкурсе. У композиторов действительно было принято решение не вводить никакого возрастного ценза. С одной стороны, это рискованный шаг, с другой - в этом тоже есть некая интрига. У композиторов возраста не бывает.
Вы признаны в мире одним из самых ярких интерпретаторов музыки Рахманинова, играете все его концерты, многие фортепианные сочинения, записали эксклюзивный диск "Неизвестный Рахманинов". Что для вас означает это погружение в Рахманинова, в его сложный мир, пронизанный ностальгией, трагическим пониманием катастрофичности того, с чем столкнулся мир в ХХ веке.
Денис Мацуев: Процитирую слова Юрия Хатуевича Темирканова. Когда мы с ним познакомились и впервые играли вместе, мы как раз исполняли Рахманинова - Рапсодию тему Паганини и Третий концерт. Он тогда сказал мне: "Слава богу, вы понимаете, что это не красивая мелодия, а глубоко трагическая музыка".
Даже в тех произведениях, которые были написаны Рахманиновым до отъезда из России, уже было предчувствие его личной трагедии. Его все время откуда-то гнали, он все время ощущал себя, словно не своей тарелке, он жил в Америке, а тосковал по России. Когда у него появился "Сенар" в Швейцарии, он был счастлив, потому что это место напоминало ему своей природой Россию, и для него это было, как глоток воздуха. Безусловно, рахманиновское , пение, в том числе - православное в его духовной музыке, его меланхолия, его тихие кульминации - все это мне близко в его музыке. Самое сложное в ее исполнении - это добиться особенного, рахманиновского пения на рояле, потому что рояль - молоточковый, ударный инструмент. У Рахманинова рояль пел, как ни у кого. Я почувствовал это, когда впервые прикоснулся к его роялю в "Сенаре". Что это за рояль - словами объяснить сложно. Это какое-то чудо, потому что звук этого инструмента поет, льется. У меня даже было ощущение, что там установлены какие-то акустические системы, микрофоны. Этот рояль специально для Рахманинова сделала американская фирма Steinway. Моя музыкальная жизнь, можно сказать, разделилась на до и после знакомства с этим инструментом. И это был огромный подарок от Александра Борисовича Рахманинова, сохранившего в "Сенаре" все в аутентичном состоянии - от архивов до защелок на форточках, дать мне возможность играть на этом инструменте и записать диск "Неизвестный Рахманинов".
Будет ли сегодня возможной организация международных концертных ангажементов для лауреатов конкурса Рахманинова?
Денис Мацуев: Понятно, что некоторые наши расчеты и планы поставлены сегодня на стоп-паузу. Но мы о них еще обязательно услышим, это мы с Валерием Гергиевым обещаем. Сегодня мы в предвкушении открытия. Надеюсь, конкурс станет для всех праздником. Потому что Рахманинов - самый терапевтический композитор: это лекарство для души, которое воздействует на людей в любой точке на земле и в любое время. Это та музыка, которая необходима сейчас всем.
Международный конкурс Рахманинова пройдет в Большом зале консерватории (пианисты), Концертном зале Чайковского (дирижеры), Малом зале консерватории и в Филармонии-2 (композиторы). Международное жюри в номинациях возглавляют Денис Мацуев (пианисты), Валерий Гергиев (дирижеры), Александр Чайковский (композиторы). Гала-концерт лауреатов состоится 27 июня в Большом зале консерватории.
В конкурсе примут участие БСО имени П.И. Чайковского, Госоркестр имени Е.Ф. Светланова, Симфонический оркестр Мариинского театра, Госоркестр "Новая Россия", Госкапелла России.
Прямые трансляции конкурса можно смотреть на официальном сайте https://rachmaninoffcompetition.com, сайте Московской филармонии https://meloman.ru и других порталах. Подробности на официальном сайте конкурса.
Кстати
Лауреаты Конкурса Рахманинова получат ценные награды и премии в размере: 30 000 долларов (1-я премия), 20 000 долларов (2-я премия), 10 000 долларов (3-я премия), а также от пяти до трех тысяч долларов дипломантам с 4-го по 6-е место.