О премьере
- 35 лет - это, конечно, не совсем юбилей, - говорит Александров. - Но сегодня, в непростое время, будет нелишним устроить праздник, подвести в очередной раз итоги, встретиться с друзьями, показать что-то новенькое. Обычно в день рождения мы делали капустник, пытались развлечь гостей - ведь люди ждут от театра свежего слова, свежего воздуха, радости, праздника. Мы веселились, шутили над своими ошибками, мечтами - осуществившимися и не осуществившимися. В этот раз мы представим оперу Сальери. Мировая премьера состоялась в Австрии в 1786 году.
Пьеса "Сначала музыка, потом слова" - редкий гость на сцене. Такая бонбоньерочка, но в ней четыре персонажа высшего класса по сложности пения: две примадонны, композитор и либреттист. Они выясняют отношения. Те же интриги, склоки, желание выделиться из толпы - как и 200 лет назад. Мы немного посмеемся над этими темами, при этом приоткрыв для публики закулисье театра. Кстати, в нашей труппе появился новый дирижер - Хетаг Тедеев, талантливый осетинский музыкант.
А уже осенью будет готов спектакль "Моцарт и Сальери", где мы попробуем дать ответ: настолько ли слабым был композитор Сальери, который отравил, по версии Пушкина, несчастного Моцарта. На самом деле у него изумительная музыка. Но если великий гений Моцарт иногда общался с Богом, то Сальери, высочайший профессионал, всю жизнь ходил по земле - вот в чем разница.
Вторая часть спектакля - опера Моцарта "Директор театра". Оба отделения рассказывают о внутренней театральной жизни, чему обычно и посвящены капустники. Я считаю уместным, что публика, которая придет в эти праздничные дни поднять бокал шампанского за театр, сказать хорошие слова, погрузится в нашу профессиональную атмосферу.
Театр находится в роскошном особняке барона фон Дервиза, интерьеры которого вызывают всеобщее восхищение. Как вам удалось получить это чудо?
Юрий Александров: Однажды Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа, спросил меня: "Не хотите выступать на сцене Эрмитажного театра?" Могли ли мы мечтать об этом? И с тех пор мы 25 лет играем там спектакли. Так мы постепенно привыкли к роскошным дворцовым интерьерам (дворцы Юсупова, Белосельских-Белозерских, Зимний дворец). Теперь представьте, какой ужас и разруху увидели здесь, когда оказались на Галерной, 33. Памятник архитектуры XIX века без реставрации мог бы исчезнуть. Электропроводка, еще довоенной поры, искрила. Окна выбиты, туалеты не работали. Температура в помещении 10 градусов.... А ведь когда-то здесь работал Мейерхольд, его "Дом интермедий", здесь танцевала Айседора Дункан, пел Шаляпин. Труды по восстановлению памятника были нешуточными.
В самом начале мы репетировали, параллельно делая ремонт, дышали пылью, известкой, краской, но пели, выпускали спектакли... Теперь мы 20 лет ответственно организуем работу по воссозданию великолепного дворца, в котором сейчас находимся. Сегодня это, без преувеличения, один из красивейших театров Европы - я работал во многих театрах мира и могу так говорить.
Какие ваши принципы должны принять актеры, поступающие в вашу труппу?
Юрий Александров: Их два: порядочность и работоспособность. Труд у нас ставится во главу угла. В опере немало халтурщиков, временщиков, желающих прислониться к этому богатому, красивому жанру, а я считаю, что опера - это адский труд. Постоянная работа над режиссерскими задачами, над вокалом, в контакте с дирижером. Театр - не место, где удовлетворяются мои творческие амбиции, а прежде всего школа. Мы поем на пяти языках - итальянском, французском, немецком, английском, русском, осваиваем все стили. Недавно состоялась премьера "Электры" Рихарда Штрауса, это ХХ век. У нас великолепная "Норма" Беллини, в пяти составах. Из нашего театра певцы взлетают, а не падают вниз. Отсюда вышли Галузин, Нечаева и многие другие, сегодня они лидеры, поют по всему миру. Наш принцип: оркестровая репетиция перед каждым спектаклем, сколько бы ни шел спектакль и как часто его ни играем. Каждый спектакль - штучный: либо новый ввод артиста, либо нового дирижера. В театре должна быть молодая кровь. Когда мне говорят: от нас ушел такой замечательный певец, что будем делать? Отвечаю: вот увидите, завтра придет еще лучший. И приходит. И спектакль продолжает жить, не устаревает. Русская земля богата талантами.
Стал легендой
У вас не счесть премий, наград. В том числе с формулировкой "За выдающийся вклад в развитие музыкального театра в России". А какая самая неожиданная, удивительная?
Юрий Александров: Петербург ценит наш театр, мы представляем наш великий город и Россию на самых престижных мероприятиях. Открывали Год гуманитарного сотрудничества России и Египта, играли спектакль "Риголетто" Верди на главной оперной сцене Каира. Были на "Экспо-2020" в культурной программе павильона России в Дубае. Представляли культуру нашего города во Франции, Греции, Латвии, Эстонии, Финляндии, Азербайджане, Казахстане, Сербии - можно долго перечислять, где еще. Приятно, что мэры городов затем присылают письма с благодарностью за наши спектакли. А когда слышишь от российского посла в стране, в которой мы выступали: "Вашим спектаклем вы сделали больше, чем наши дипломатические усилия", - это дорогого стоит.
В 2000 году в Москве на церемонии "Золотой маски" мы получили четыре премии за "Семена Котко", за оперу Прокофьева, поставленную в Мариинском. Стою на банкете, рядом четыре большие коробки со статуэтками, думаю, как же доеду до вокзала. Может, коробки оставить, а "маски" в сетку положить? А в 2020 году на фестивале "Видеть музыку" в Москве мне вручили премию профессионального сообщества - с названием "Легенда", я был очень растроган. Так что я теперь легенда.
Юрий Александров: Каждый режиссер должен уметь профессионально поставить спектакль. Собрать свою труппу - следующий шаг. Построить здание этой труппе - кульминация творчества основателя театра. Естественно, такие мысли у меня были. Мои студенческие времена - 1970-е, расцвет Камерного музыкального театра Бориса Покровского в Москве. Мы все ездили туда на лабораторию в его подвал, восхищались его спектаклями. Потом я работал в Мариинском театре (тогда еще - Кировском), он мне многое дал: я встретился с замечательными музыкантами, певцами и благодарю судьбу за то, что это было в моей жизни. Но настал период, когда я подумал, что надо организовать свое дело. И решил создать камерный театр.
За дело взялись с энтузиазмом, хотя у нас не было ничего, репетировали в квартирах. Первый спектакль - "Рита" Доницетти, на троих. Нас приютил Юсуповский дворец... Мы стали коллективом Ленконцерта со штатным расписанием в 17 человек: это и оркестр, и солисты, и бухгалтерия. Когда мы оперились, нас перевели в подчинение городского комитета по культуре. К слову, город для нас многое сделал.
В День города творческий коллектив театра получил награду - премию правительства Санкт-Петербурга в сфере культуры и искусства за создание спектакля "Черевички" на музыку П. И. Чайковского.