По данным Росстата, в мае по сравнению с апрелем при поставках на внутренний рынок цены производителей снизились на нефть - на 33,7%, природный газ - на 22,9%, на газовый конденсат - на 34,8%, мазут - 15,9%, бензин - на 10.1%.
При этом биржевые котировки газа в Европе поднялись до 1500 долларов за тысячу кубометров, стоимость автомобильного топлива на АЗС в США и странах ЕС бьет рекорды, а мировые цены на нефть упорно не желают опускаться ниже 100 долларов за баррель.
Первая причина такого диссонанса в том, что Россия является производителем энергосырья, поэтому у нас нет его дефицита. Но мы живем не отдельно от всего мира, и рост цен у наших торговых партнеров, каковыми, несмотря ни на что, являются страны Европы, должен был отразиться на стоимости нефти, газа и топлива на внутреннем российском рынке. Они не должны были дорожать, как в Европе, но и о таком падении цен, речи не должно было идти.
"В России промышленная дефляция. В значительной мере это является следствием недавних ограничений на внешних рынках", - говорит первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. Соответственно независимо от внешней конъюнктуры снижаются внутренние цены на ряд сырьевых товаров. Если цены не растут - значит, спрос ограничен, поясняет эксперт.
С этим согласен замгендиректора ЦМАКП Владимир Сальников, который считает, что также на снижение внутренних цен производителей влияние оказал укрепляющийся рубль, который уменьшает объем экспортной выручки при конвертации ее в российскую валюту. По его мнению, в современных условиях крепкий рубль снижает рентабельность работы российских нефтегазовых компаний. "При 60 рублях за доллар рентабельность почти нулевая, при 50 - она может уйти в минус", - поясняет эксперт.
В совокупности снижение экспорта, внутреннего спроса и укрепление рубля может негативно отразится на уровне добычи углеводородов и объемах производства продуктов их переработки. В таких условиях самый напрашивающийся выход для компаний - снизить производство, отмечает эксперт.
Понятно, что рекордные биржевые котировки газа несколько сглаживают ситуацию для газодобывающих компаний, но о нефти такое сказать нельзя. Котировки российской нефти Urals высокие (86 долларов за баррель), но отнюдь не максимальные и сильно отстают от стоимости эталонного сорта Brent (111 долларов за баррель). Дисконт - 25 долларов, хотя ранее привычным было отставание цены нашей марки от эталона на 2-3 доллара.
Снижение добычи нефти по условиям сделки ОПЕК+ в 2020 - 2021 году стало одной из главных причин замедления экономического роста России. Конечно, тогда речь шла об очень больших объемах сокращения производства, но тогда не шла речь об уменьшении добычи газа и угля, а также снижении объемов нефтепереработки. С газом вырисовывается еще одна проблема - если значительную долю экспорта нефти и часть объемов угля наша страна может перенаправить на восток, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), то с газом это сделать не получится, пока не будет создана необходимая инфраструктура. Что касается нефтепродуктов, то спрос на них на рынке АТР ограничен, в регионе достаточно своих производителей топлива, поэтому выйти на этот рынок без серьезных скидок российским компаниям будет достаточно проблематично.
Впрочем, по мнению Копейкина, во всей этой истории есть факторы, на которые мы можем повлиять. Например, увеличивая внутренний спрос на сырье и стимулируя поиск альтернативных маршрутов экспортных поставок. Новые инвестиции требуют средств, поэтому снижение стоимости кредитования могло бы поддержать и ускорить процесс структурной перестройки экономики, опережающее развитие отраслей с высокой долей переработки и ускорить выход на новые экспортные рынки.
В ситуации, когда цены падают, и падают быстро, стимулирование спроса внутри может сохранить производство, рабочие места и налоги в уникальной ситуации, когда страна прекратила "импортировать" инфляцию по широкому ряду товарных категорий, считает эксперт.