На Орловщине в 2022 году обновления может не дождаться около половины домов, включенных в краткосрочный план. С таким прогнозом выступили активисты областного отделения Общероссийского народного фронта, ориентируясь на оценку годовой инфляции Росстата за 2021 год - 8,39 процента. Между тем в 2022-м, по прогнозу ЦБ, она может достигнуть 18-23 процентов.
По подсчетам "фронтовиков", в 2016-2017 годах в регионе был сорван ремонт 134 домов из 273 стоявших в программе. То есть - каждого второго. В 2018-м план выполнили на 72 процента, в 2019-м - на 85, в 2020-м - на 68, оставив за бортом 110 домов. В прошлом году показатели программы еще увеличили, обещав отремонтировать 400 многоэтажек. По факту удалось охватить 91 - примерно пятую часть.
В орловском штабе ОНФ отметили, что выпадающие дома заносятся в список на следующий год, а на счетах Фонда капремонта остаются неосвоенные средства. В отдельные годы в конце отчетного периода у регоператора находилось до одного миллиарда рублей. Все это взносы, уплаченные жильцами в надежде на скорое улучшение бытовых условий.
"Фонд капитального ремонта объясняет ситуацию нехваткой подрядчиков, которые смогли бы взяться за работу, несвоевременным изготовлением проектно-сметной документации. В 2020-2021 годах стали ссылаться на повышение стоимости строительных материалов, - рассказали орловские активисты. - За семь лет неотремонтированных домов из краткосрочного плана накопилось огромное количество. Оставшихся на проведение их ремонта средств оказалось недостаточно и из-за инфляции, и из-за повышения стоимости стройматериалов. Поэтому с 1 января 2022 года размер взноса на капремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории региона увеличили до 9,49 рубля - на 40 процентов. Получилось, что граждане вынуждены теперь платить больший взнос из-за того, что в предыдущие годы Фонд капремонта не смог справиться с выполнением ежегодных краткосрочных планов".
В департаменте ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Орловской области повышение тарифа обосновали тем, что прежняя сумма сбора не позволяла накопить нужное количество средств на реализацию программы капремонта. Общественники считают, что дело и в некачественной организации мероприятий: торги по выбору подрядчиков срываются, уже начатые работы могут затягиваться или проводиться с нарушениями.
- Мы настаиваем на необходимости ежегодной проверки работы Фонда капитального ремонта Контрольно-счетной палатой. Если вовремя не принять необходимых мер, то очередного роста тарифов не миновать, - подчеркнул член регионального штаба ОНФ Юрий Власов.
Риски невыполнения программы капремонта в срок есть и в Тамбовской области. Недавно прокурор региона Александр Гулягин разбирался с ситуацией вокруг дома N 6 на улице Рабочей в Тамбове. По графику в 2022 году здесь должны заменить инженерные коммуникации. Но МКУ "Дирекция жилищных услуг" до сих пор не подобрало подрядчика. Объем работ большой, и с такими темпами есть вероятность, что в текущем году все необходимое сделать не успеют.
В Воронежской области волну возмущения вызвало решение властей пересмотреть саму очередность выполнения капремонта. В департаменте ЖКХ и энергетики вдруг заметили, что региональную программу верстали исходя из даты постройки домов - без учета их фактического износа. В результате здания, которым нужен неотложный ремонт, попадали на более поздние этапы, а работы велись в неплохо сохранившихся постройках, которые могли бы и подождать.
Техническое обследование 8069 многоквартирных домов стартовало в начале июня и продлится четыре месяца. Вести его будут специализированные независимые организации согласно ГОСТу. Если визуального осмотра будет недостаточно, не исключено использование специальных инструментов. Все проблемные элементы сфотографируют, снимки внесут в единую базу. Попутно у жильцов узнают, какие бытовые проблемы их беспокоят больше всего, и определят, насколько это связано с техническим состоянием дома. В результате чиновники получат представление о реальном состоянии каждой многоэтажки и смогут актуализировать планы капитального ремонта на ближайшие годы, рассказал замглавы профильного департамента Евгений Скиданов.
Узнав об этих намерениях, воронежцы заподозрили, что корректировка программы лишь призвана скрыть проблемы с соблюдением сроков ремонта, тем более что его себестоимость выросла. Люди привели массу примеров того, что очередь их домов уже подходила - но работы переносились на будущее.
На деле техобследование как таковое не какая-то специфическая воронежская "хитрость". Этот инструмент предлагается на федеральном уровне для повышения эффективности капремонта.
- Правительством подготовлены поправки в действующее законодательство, в соответствии с которыми программы капремонта можно будет корректировать после проведения технического обследования дома. В настоящий момент оно входит в состав работ по капремонту, но организуется тогда, когда решение об их проведении уже принято (в том числе собственниками жилья), список работ утвержден. Люди, которые готовят проектно-сметную документацию, выходят на объект и понимают, что ремонтировать надо прежде всего не крышу, а фасад. Но изменить перечень работ уже невозможно, - пояснила депутат Госдумы Светлана Разворотнева. - Поправки направлены на то, чтобы ремонтировать в первую очередь те элементы, которые более изношены. Хотя есть риск, что нерадивые администраторы, которые не способны "расторговать" даже существующие подряды, будут списывать на эти обследования свою нерасторопность и использовать их как аргумент для переноса работ на более поздний срок. Здесь, конечно, нужны прозрачные процедуры обследования и право собственников наложить вето на сдвиг программ на более поздний срок. В конце концов, взносы на капремонт никто не отменял. Если вы за уплаченные деньги не получаете того, что вам обещали, это может вызвать справедливое возмущение.
По словам Разворотневой, до недавнего времени краткосрочные программы капремонта действительно недовыполнялись практически во всех субъектах РФ - у кого-то больше, у кого-то меньше. Связано это было и с нехваткой денег в фондах, и с нерасторопностью администраторов.
- Проблема усугубилась в связи с ростом цен на стройматериалы и оборудование. Минстрой и правительство РФ контролируют ситуацию, и есть определенные результаты, - отметила депутат. - Так, отчасти пошли вниз цены на металл. Следует помнить, что в строительстве, ЖКХ и капремонте почти нет иностранных комплектующих и особых причин для удорожания нет. Если оно происходит, активно включается ФАС.
Эксперт некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль", генеральный директор Центра защиты прав москвичей Андрей Костянов добавил, что в связи с новыми обстоятельствами в экономике могут возникнуть трудности с поставкой лифтового и насосного оборудования, но ситуация далека от сложной или критической.
- В результате изменения закупочных цен стоимость капитального ремонта может вырасти, однако у регионов есть возможность актуализировать размер минимального взноса. Следует также внимательно относиться к тому, чтобы софинансирование работ из бюджета субъекта РФ (если оно предусмотрено при расчете минимального взноса) осуществлялось в полном объеме, - напомнил Костянов. - Перенести срок проведения работ по капремонту по закону можно только по решению собственников.
Светлана Разворотнева, зампредседателя комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ:
- Нехватка денег в фондах капремонта - объективная реальность почти для всех регионов за исключением Москвы, где взнос составляет 20 рублей с квадратного метра. И эта нехватка приводит к тому, что более дешевые виды работ делаются раньше, а более дорогие отодвигаются. Есть несколько выходов из ситуации. Первый - если у властей региона не хватает духа принять политическое решение и поднять взнос на экономически обоснованный уровень (по разным оценкам, это 15-18 рублей), то надо вспоминать о субсидиарной ответственности субъектов РФ за реализацию программ капремонта. Делать софинансирование программы из регионального и местных бюджетов не правом, а обязанностью. Второй выход - софинансирование из федерального бюджета наиболее дорогостоящих работ. Это сейчас активно обсуждается. В первую очередь речь о лифтах. Напомню, что в 2020 году в рамках антикризисного плана правительством выделялись деньги на софинансирование как раз замены лифтов, тем более стояла задача заменить все неисправные лифты, исчерпавшие срок годности, к середине 2025 года. На это было потрачено 800 миллионов рублей. Всю потребность закрыть было невозможно. Но за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ была запущена программа факторинга, которая позволила ускорить замену лифтов. Деньги выделялись однократно, в бюджетах и программах на последующие периоды ничего подобного не предусмотрено. Хотя эксперты говорят, что это остро необходимо. Повышение ставки сделало факторинг слишком дорогим, тем не менее Минпромторг РФ высказывал намерения субсидировать стоимость лифтов. Пока такие решения не приняты.