Это второй показ постановки публике, первый состоялся в мае на Малой сцене московского театра "Современник". Особенность этого проекта - в нем участвуют воспитанники и сотрудники Филимонковского детского дома-интерната - семейного центра "Филимонки" (Московская область). Восемь воспитанников, четыре сотрудника центра, два актера театра "Лицедеи" - Наталья Шалаева (Кейхель) и Анвар Либабов.
Либабов несколько лет создает спектакли и представления с юными артистами и гастролирует с ними. Спектакль "Веселые Карзики" в 2019 году был показан на фестивале "Другое искусство" в Пскове, его играли на сценах Петербурга, в Московском областном ТЮЗе и "Современнике", он даже был приглашен на карнавал в Венецию.
То, что делает на сцене (на улице, в любом пространстве!) Анвар Либабов - это всегда громкий праздник. Все веселятся как дети - стар и млад. И "Где-то когда-то" - не исключение.
В город приехал цирк. Бродячий. Здесь маг и дрессировщик (а какие фантастические слоны! Зал просто рухнул от хохота), джигиты -наездники, силачи, иллюзионист, клоуны… Смертельный номер - исчезновение человека… А тут, оказывается, есть свой "артист" (бомж, промышляющий на помойках. В этой роли "купается" Анвар Либабов. "Городской Дон Кихот, питерский" - так свою роль видит он). Помойка, всюду мусор (излюбленная тема "лицедеев"!), старые газеты, картонные коробки, полиэтиленовая пленка, рваная одежда и изрядно поношенная обувь, черные мешки для мусора…Как и знаменитые питерские "лицедеи" - эти артисты также веселят публику, непринужденно общаются с ней, носятся по залу. Фейерверки из ярких блесток. В зал летят свежие огурцы. Либабов на сцене скачет на венике… Зрители умирают со смеху. Есть и трогательная любовь к прекрасной даме.
- Это наш с ребятами третий спектакль. Они нашли меня в 2018 году - Бог послал, видимо, - рассказал после представления Анвар Либабов. - В нашем жанре сложно работать. Это не драма, тут никакой драматургии, где бери Чехова, Островского - и ставь… Нам никто не пишет инсценировку, мы сами все сочиняем, все берем из своей жизни, накоплений, наблюдений, переживаний. Наши представления - это штучный "товар". Придумать номер, образ - дело всей жизни, бывает. У нас нет ни режиссеров, ни гримеров. Все делаем сами - костюмы, декорации. Шьем, рисуем, красим, реквизит собираем. И свет, и звук - сами…
Идея, что можно сотворить с ребятами, ко мне, как всегда, пришла неожиданно. Ночью. Летал в Москву в свободное время. Репетировали. С нуля начали, можно сказать. И, пожалуйста, произошло чудо. Сначала появились "Мечтатели" ("Высокие Карзики"), потом - "Городок в табакерке", который играли в Московской консерватории, вместе с оркестром, тексты читала актриса "Современника" Алена Бабенко. Мы даже в Венецию два раза летали. Сыграли там "Птицы рулят", на площади Сан-Марко. И дали вечернее представление на мостах и набережных - "Венецианская корюшка". На наши показы приходил художник Михаил Шемякин, давний друг "Лицедеев".
А на следующий день филимонковцы развлекали псковскую публику веселым уличным представлением - на Пушкина, рядом с Пушкинским театром.
Нелли Уварова: "Вы готовы открыться, расти в театре?"
На Новой сцене театра имени Пушкина показали спектакль "Интернат" проекта "Наивно? Очень" (Москва) с участием актеров Нелли Уваровой, Евгения Редько, Дмитрия Крестьянкина, Марии Лапшиной, о жизни людей в психоневрологическом интернате (ПНИ). Они недееспособные, "психи". От многих отказались родные. ПНИ - как изолятор, как зона строгого режима, там живут "по звонку". Как выйти из этого ада?
Спектакль решен в форме читки. "Мы не разыгрываем истории людей из интерната, а скорее хотим разделить с ними их чувства, быть рядом, хотя бы таким способом, - отмечают создатели. - Мы хотим говорить об этой проблеме теми средствами, которыми владеем - сценическими. Чтобы люди знали о том, что происходит в таких учреждениях. Чтобы были приняты законы, позволяющие хоть как-то изменить их жизнь ".
Инициатор, продюсер социального проекта Нелли Уварова рассказала "РГ":
- В прошлом году я прочитала в газете статью Елены Костюченко о пациентах с психическими и неврологическими нарушениями, живущих в интернате. История тронула меня, мне многое открылось, некоторые подробности ошеломили, хотя казалось, что я "в теме". Поняла: голоса этих людей - Любы, Тёмы, Светы - должны прозвучать и быть услышаны. Режиссер Екатерина Половцева заинтересовалась проектом. Согласовали с автором статьи. Команда собралась очень быстро: Евгений Редько, с которым мы работаем в одном театре - РАМТе, Дмитрий Крестьянкин, Ольга Лапшина и Маша Лапшина.
Елена Костюченко прожила в ПНИ две недели, брала интервью у медперсонала, общалась и продолжает общение с пациентами. Кому-то помогли с инвалидной коляской, двух женщин приняли на проживание в Дом милосердия в Поречье, теперь они находятся в других условиях, лучших (я там побывала, общалась с ними).
Мы уже год играем этот спектакль на разных площадках, рассказываем о нем, всегда продаем билеты (он не рассчитан на приглашенную "околотеатральную" публику, которая приходит в театр по контрамаркам), чтобы перевести деньги нуждающимся в помощи. Мне часто задают вопрос: неужели кто-то купит билет на такой тяжелый спектакль, когда можно пойти в театр на комедию и развлечься, посмеяться? Кому нужны чужие проблемы? Этот выбор - как лакмусовая бумажка: готовы ли люди открыться, готовы трудиться, расти в театре?
В рамках проекта "Наивно? Очень" существуют художественные мастерские, в которых работают люди с особенностями развития, мы поддерживаем их. Мы выпустили еще два спектакля: "Женщины Лазаря" по роману Марины Степновой и "Сахарный ребенок" по повести Ольги Громовой. Играем их в Москве - в галерее "Наивно? Очень". Там также заняты профессиональные актеры.
А на следующий день на фестивале в фойе театра открылась фотовыставка "Необучаемый" петербургского журналиста, общественного деятеля Юрия Кузнецова, живущего с диагнозом "ДЦП". Ему в детстве поставили клеймо: "необучаем". А он, передвигаясь в инвалидном кресле, ведет активную жизнь, работает, приехал на фестиваль в Псков. И можно было прочитать такие его строки: "Я помню все эти запахи тяжелые в ПНИ… Запах страха, запах безнадёги. Нет никакого лекарства, которое эти ощущения забьет. Вся жизнь состоит из полос, и обязательно есть полосы вот такие темные, а не светлые".