26.06.2022 16:36
Культура

В Москве завершился Международный конкурс Рахманинова

Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Столичный выпуск: №135 (8783)
Эта ситуация почти фантастическая - в нынешней обстановке в мире провести в Москве международный конкурс, а особенно - начать такой новый проект, как конкурс Рахманинова, который его худрук Денис Мацуев изначально позиционировал как параллель конкурсу Чайковского. Но еще более поразительным выглядит итог - конкурс не только состоялся, но вопреки всем обстоятельствам прошел в мировом формате
Читать на сайте RG.RU
Международный конкурс Рахманинова в Москве

Достаточно назвать предварительную статистику просмотров онлайн-трансляций конкурса: на сегодняшний день - более шести миллионов просмотров слушателей из 71 страны мира: России, Беларуси, Китая, США, Японии, Германии, Южной Кореи, Казахстана, Израиля, Канады, Тайвани, Великобритании, Италии, Франции, Бразилии, Испании, Украины, Армении, Латвии, Польши и т.д. Международное жюри выбирало конкурсантов из 529 заявленных кандидатов из 33 стран. Конкурс освещают более 100 аккредитованных журналистов, в том числе зарубежных.

Но содержание нового конкурса, разумеется, не в количественных показателях, хотя в нынешней обстановке эти показатели говорят сами за себя, точнее - за Рахманинова, а в том, что в Москве появился новый и очень сложный для молодых музыкантов конкурс, посвященный музыке Сергея Рахманинова. И надо сказать, что его новаторский формат, выдвинувший номинации пианистов, композиторов и дирижеров (такого нет ни в одном конкурсе мира), сразу придал ему особую музыкальную ценность. Это касается и композиторской номинации, открывшей публике сочинения, которые, возможно, на такую широкую аудиторию не прозвучали бы. Хотя до сих пор дискуссионным остается положение регламента, не ограничивающее в этой номинации возраст участников, что заведомо ставит в неравное положение молодых композиторов и маститых мэтров, за плечами которых и оперные, и симфонические партитуры, опыт работы с оркестрами и которые не нуждаются в "открытии", а хотят быть услышанными (а это работа филармоний и концертных организаций). Тем не менее на конкурсе прозвучали интереснейшие оркестровые и фортепианные сочинения композиторов разных поколений, и многие из них, есть надежда, попадут в чей-то исполнительский репертуар.

В новой дирижерской номинации конкурс собрал наибольшее число участников из разных стран, выбранных членами жюри из 210 претендентов. Именно эта номинация дала уникальную возможность публике наблюдать репетиционный и концертный формат работы дирижера с оркестром, а самим конкурсантам - выступить с ведущими оркестрами страны (Госкапелла, БСО, Мариинский). Надо заметить, что программы были для конкурсантов даже гипертрофированно сложные, особенно в третьем туре, где каждым из финалистов исполнялись симфония и концерт Рахманинова, сами по себе труднейшие партитуры, а конкурсант должен был еще и вытягивать билет, не зная предварительно, какие именно из них будет исполнять завтра. В условиях стресса и отсутствия достаточно времени для репетиций с оркестром свой максимум они вряд ли показали. Обнажил конкурс и проблемы профессиональной подготовки дирижеров, что важно для перспективы не только самих конкурсантов, но и понимания всего процесса подготовки дирижеров.

Самая популярная номинация нового конкурса Рахманинова, как и на Чайковском, оказалась фортепианная. Конкурс пианистов и проходил в том же ключе, что и "Чайковского" - с острой конкуренцией, фанатами, аншлагами в финале, бурными комментариями, которые теперь перешли в поле онлайн-трансляций и число которых перевалило за 10000. В реальности это был сильный и довольно ровный конкурс. Жюри выбрало 8 финалистов вместо 6, а можно было не отсеивать и музыкальнейшего Дмитрия Сина, который получил спец приз, и некоторых других участников, не уступавших финалистам. Но в конкурсе всегда возникают подобные коллизии. Общее же впечатление, что сила современной генерации молодых пианистов - в феноменальном техническом освоении рояля, в ясном понимании фактуры, агогики, логики, но многим из блестящих конкурсантов меланхолия и драматизм музыки Рахманинова пока не открылись, вероятно, в силу возраста. Как обычно, отдельным испытанием стало выступление пианистов с оркестром, достаточно серьезно сместившее их позиции в финале. О том, какие будут итоги, в момент, когда верстается номер, еще не известно, но, когда этот номер выйдет, узнать их уже можно будет на сайте "РГ".

Кстати

Итоги по всем номинациям будут объявлены сегодня поздно вечером. 27 июня состоится концерт лауреатов в Москве, а 28 июня - в Концертном зале Мариинки. Кроме того, Валерий Гергиев уже объявил о первом концертном туре лауреатов в августе по городам России.

Что играл на любительском концерте Рахманинов после окончания консерватории

Классика