Как отмечает Spiegel, технически такой план вполне осуществим, хотя его реализация связана с существенными рисками. Немецкий участок проходит через природоохранную территорию, и для любых его изменений потребуются новые экологические экспертизы и разрешения, что может затянуть реализацию плана или сделать его вообще невозможным. Попытка национализировать часть газопровода может также натолкнуться на проблемы юридического характера. Кроме того, Балтийское море мелководно, что создает проблемы с доставкой к его побережью СПГ танкерами-газовозами.
Тем не менее, если верить газете Tagesspiegel, проект установки регазификационного терминала вблизи немецкого города Любмин, где расположена точка входа СП-2 на территорию Германии, уже находится в стадии реализации. Более того, завершить его планируют к концу года. Проектом занимается небольшая потсдамская компания Deutsche Regas. Она уже получила опцион на плавучую регазификационную установку, заключила предварительные контракты с продавцами СПГ и намерена начать первые поставки газа через Любмин в первых числах декабря, используя в том числе имеющуюся там газовую инфраструктуру магистральных трубопроводов. "У нас есть судно, есть СПГ и мы достигли соглашения с властями города", - цитирует Tagesspiegel слова одного из руководителей компании Штефана Кнабе.
В год Deutsche Regas, по словам Кнабе, планирует регазифицировать в Любмине до 4,5 млрд кубометров, что составляет примерно 5 процентов от общего объема потребляемого Германией газа. Проблему доставки СПГ по мелководью при этом предложено решить с помощью небольших челночных судов, которые будут курсировать между стоящим в нескольких километрах от берега газовозом и регазификационной установкой. Компания уже зафрахтовала три таких челнока, но, как утверждает Кнабе, на конкурентоспособности конечного продукта все эти транспортные сложности не скажутся - цена газа все равно будет доступной.
Как будет решаться вопрос с доставкой газа дальше - от регазификационной установки к потребителю - в компании пока не разъясняют, указывая только на уже имеющуюся инфраструктуру. Но проект, судя по всему, пользуется значительной поддержкой в Берлине. Свое положительное отношение к созданию СПГ-терминала в Любмине на прошлой неделе высказал канцлер Олаф Шольц. "Я уверен, что мы добьемся здесь хороших результатов", - заявил он во время совещания с правительством федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания.
В немецком федеральном сетевом агентстве также подтверждают, что по проекту сейчас ведутся уточняющие переговоры. Вопрос о транспортировке газа на этих переговорах, насколько можно понять, является одним из основных, но окончательного решения по нему еще не принято. "Газ должен поступать на берег с терминала - по новым трубам или по существующим. Нам также необходимы достаточные мощности трубопроводов в прилегающих районах, чтобы иметь возможность доставлять достаточное количество газа с побережья на юг Германии", - говорит глава агентства Клаус Мюллер.
Вполне вероятно, что плавучий СПГ-терминал на Балтике действительно будет установлен. В проекте заинтересованы не только федеральные, но и местные власти. Тем более, что в Любмине, по словам бургомистра города Акселя Фогта, опасаются падения доходов из-за сокращения объемов прокачки газа по "Северному потоку-1". Но даже если Берлин решится на национализацию участка СП-2, ему все равно потребуется время для перестройки трубы.