По сути, на конкурсе соединились два музыкальных столетия, две исторические эпохи, обе обостренные глобальными катаклизмами. В музыке Рахманинова это напряжение времени, пульс личных и общечеловеческих испытаний звучат сегодня особенно актуально, и некоторым конкурсантам удалось проникнуть в глубину рахманиновской экспрессии. К финалу в конкурсе остались 8 пианистов и 6 дирижеров, а все 12 композиторов по условиям регламента соревновались до конца. По итогам в каждой номинации на каждом лауреатском месте оказались по 2-3 лауреата. Что абсолютно в духе худрука конкурса Дениса Мацуева.
У пианистов после отбора в финал решающим стал, как и на Конкурсе Чайковского, тур с оркестром - настоящее испытание на выносливость: некоторые брали по два рахманиновских концерта, каждый, по сути, - виртуозная, сложнейшая по драматургии "симфония" для рояля. Выдержать этот марафон некоторым участникам было не по силам. Так, яркий, пианистически фактурный юный музыкант Эстефан Вергара Яцекив (Бразилия) потерялся в тексте во время исполнения рахманиновских концертов и в итоге оказался на 6-м месте. Зато остальные семь участников дружно поделили лауреатские места - три третьих, два вторых и два первых. Победителями стали Иван Бессонов и Александр Ключко.
Говорит Александр Ключко (учился у Рены Шерешевской в Эколь Нормаль в Париже, студент Московской консерватории, класс Павла Нерсесьяна):
- Для меня Рахманинов - это ностальгия. Не по каким-то местам или событиям, это состояние бытийного уровня: ностальгия по тому, чего ты еще не знаешь, ее невозможно выразить. В музыке Рахманинова эта эмоция превалирует.
Как отметил член жюри конкурса пианистов Фредерик Кемпф (Великобритания/Германия), "все члены жюри, по-моему, были довольны результатами. Решение разделить призовые места было принято, чтобы отразить уровень выступления каждого финалиста". Между тем, Фредерик Кемпф полагает, что сфера искусства в наши дни становится все более коммерческим бизнесом. Это больше не область, где все решают только артистические качества музыканта, как было раньше. Сегодня для успешной концертной карьеры каждому музыканту придется самостоятельно научиться навыкам, которых требует эта деятельность.
Конкурсов композиторов такого масштаба, чтобы сочинения участников прозвучали на весь мир, в России никогда не было. Что, конечно, стало серьезной мотивацией для композиторов разных поколений, в том числе, как уже не раз отмечалось, признанного мэтра Владимира Кобекина, представившего мастерски сделанные сочинения - Большой распев для фортепиано и Второй фортепианный концерт с оркестром. В итоге ему присудили только спецпремию Союза композиторов. Однако если допустили к участию такого крупного композитора, стоило бы сразу позиционировать его выступления "вне конкурса". По решению жюри Первую премию конкурса получил композитор китайского происхождения Юаньфан Ян из Великобритании, продемонстрировавший незаурядное мастерство в оркестровке и фортепианной технике. Жюри определило также лауреатов вторых и третьих премий.
Международный конкурс Рахманинова в МосквеЮаньфан Ян, композитор и пианист, выпускник Королевской академии музыки, признался: "Рахманинов - из моих любимых композиторов. Я счастлив приехать в Россию и исполнить здесь свое сочинение. Особенно это ценишь после пандемии, локдаунов, закрытых концертных залов и границ, что во вред музыке. Конкурс Рахманинова предоставляет великолепную платформу для новой музыки".
Глава жюри композиторов Александр Чайковский отметил: "В нашем конкурсе никто не проиграл. Сочинения всех финалистов были исполнены в хороших залах, транслировались, концерты играл замечательный оркестр "Новая Россия", прекрасные солисты".
Дирижерский конкурс такого международного масштаба проводился в России впервые, причем с трансляциями на весь мир, что привлекло к нему большое число дирижеров из разных стран. Как и имя главы жюри Валерия Гергиева, способности которого раскручивать карьеры молодых талантов известны. Но в этой номинации у тех, кто следил за конкурсом, возникали самые драматические споры по поводу отборов жюри в следующие туры.
Как сказал после объявления результатов Филипп Селиванов, "к этому конкурсу надо было тщательно подготовить все оркестровые сочинения Рахманинова. Самым большим вызовом конкурса были гигантские сложные партитуры и отведенные для них короткие репетиции, работа с тремя разными оркестрами в течение одной недели - с каждым нужно было наладить творческий контакт". Подводя итоги конкурса, Валерий Гергиев пообщал, что даже те дирижеры, которые не прошли в финал и во второй тур, тоже замечены и будут приглашаться в разные проекты.
Валерий Гергиев, глава жюри дирижерского конкурса:
- У нас не возникло острых противоречий при принятии решений. Мы должны были выбирать: кто-то ближе подошел к умению прочесть мысли, идеи, угадать атмосферу произведений Рахманинова, кто-то волновался и, возможно, в перспективе пересмотрит свои ощущения, касающиеся главных характеристик симфоний Рахманинова. Мне, как опытному дирижеру, жеребьевка перед третьим туром казалась едва ли не самой интригующей и решающей для успеха. Но едва ли не главной темой нашего обсуждения стало наше желание оказать максимум поддержки, в том числе профессиональным советом, нашим молодым коллегам. В их жизни только начинается путешествие к признанию. А мы хотим, чтобы этот конкурс и через год, и через десять, и через двадцать лет вспоминали как конкурс, который сыграл заметную, яркую роль и в музыкальной жизни страны, и всего мира. Этот конкурс международный, в нем участвовали очень интересные музыканты, и нам очень жаль, что не все прошли в финал. Были замечательные представители Словении, Германии, Италии, России, Беларуси. Мы, конечно, примем участие и в их судьбе.