Участниками слушаний стали ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты, лидеры фракций.
Ответственность вузов
Один из участников - президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил предоставить вузам больше свободы.
"МГУ можно эту свободу дать, потому что МГУ, кроме всего прочего, - самый открытый вуз и дорожит качеством образования", - прокомментировал Володин. Однако он добавил, что так можно сказать не обо всех образовательных учреждениях. В России, констатировал спикер, еще достаточно вузов, которые учат студентов не по своему профилю - например, технический институт или филиал выдает дипломы по юридическим специальностям.
Также, по словам Вячеслава Володина, есть вузы, где нет "никаких условий для проведения занятий, где фактически штампуют дипломы". "Поэтому когда речь идет о свободе и полномочиях, все-таки здесь надо говорить об ответственности", - заключил парламентарий.
Диванное образование
Володин также обратил внимание на проблемы, связанные с дистанционным преподаванием. При подготовке специалистов в ряде направлений злоупотребление такими методами может сказать на качестве образования, считает он.
"Диванное образование, допустим, в сфере подготовки врачей, летчиков, инженеров, может привести к плохим последствиям. Надо прямо об этом говорить", - обратился спикер к министру науки и высшего образования Валерию Фалькову.
Володин предложил акцентировать на этом внимание, чтобы в итоге не прийти к "казусу" всеобщего дистанционного образования.
"Мы также считаем, что нам надо специалитет защищать, и более того, может быть, говорить для инженерных специальностей о шестом годе обучения", - заявил спикер.
Тему онлайн-образования также прокомментировал Виктор Садовничий, заявив, что "очные занятия в присутствии руководителя, создание научных школ, чем была богата наша страна, - это наше будущее". И конечно, никакие дистанционные формы этого не заменят, добавил он.
Аттестация преподавателей
Вячеслав Володин в ходе парламентских слушаний также заявил, что стоит проводить аттестацию преподавателей на базе вузов, а не передавать данную ответственность частным организациям.
"Когда речь идет об аккредитации, повышении квалификации. Чтобы государственные организации, вы, вузы, занимались этим, - пояснил он. - А сейчас у нас с позволения министерств, начиная от высшей школы, просвещения и здравоохранения, все это отдано на откуп частным фирмам, у которых, кроме печати, ничего нет".
По его словам, необходимо в срочном порядке проработать вопрос стандартов в сфере подготовки кадров. "Совершенно очевидно, правильно было бы взять под государственный контроль вопросы переаттестации, повышения квалификации, но и делать это, конечно, нужно на базе лучших российских вузов", - подчеркнул Володин.
"Зачем создали огромное количество "фирмешек", которые, понятно, не обладают ни знаниями, ни возможностями для того, чтобы оценить?" - поинтересовался он.
"Я хочу поддержать, это правильное начинание. Мы по своей линии двигаемся, касающейся сдачи экзаменов иностранцами по русскому языку истории и праву, - отметил Фальков. - Там тоже примерно подобная ситуация, как коллеги сказали, мы отработаем со всеми отраслевыми органами исполнительной власти и ассоциациями".
Медицинские услуги
В ходе парламентских слушаний ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений Петр Глыбченко предложил убрать формулировку "медицинская услуга" из закона и вернуть формулировку "медицинская помощь".
"Это самое малое, что мы можем сделать для медицины, договорились", - отреагировал Володин.