28.06.2022 14:04
Авто

10 фактов из истории легендарной "Победы"

Текст:  Борис Захаров
76 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошел первый легковой автомобиль ГАЗ М-20 "Победа". "РГ" собрала 10 любопытных фактов из истории этой модели, ставшей символом победы в Великой отечественной войне и новым словом в развитии советского автопрома.
/ ТАСС
Читать на сайте RG.RU

1.Работы над опытным образцом "Победы" начались вскоре после того, как в 1941 году на Горьковский завод попал трофейный экземпляр немецкого автомобиля Opel Kapitan 1938 года выпуска, который стал, что называется, главным техническим донором модели.

2.В 1943 году с газовского конвейера сошли первые концептуальные четырехдверки "Победа". Эти автомобили дорабатывались с учетом эксплуатации и обслуживания иностранной техники (как трофейной, так и поступавшей по ленд-лизу).

3.Дизайн, хоть и соотнесенный отчасти с Opel Kapitan, стал новым словом в развитии отечественного автопрома. А именно - был задействован так называемый понтонный тип кузова (без отдельных крыльев, подножек и фар, отличающийся помимо оригинального стиля хорошей обтекаемостью). Работать над дизайном "Победы" начал Валентин Бродский в 1943 году, но окончательный вариант машины - это уже дело рук художника-конструктора Вениамина Самойлова.

4.Двигатель "Победы" не имел отношения к опелевскому. Это был 4-цилиндровый агрегат, который устанавливали на ряд горьковских моделей (ГАЗ 11, ГАЗ 12, ГАЗ 51, ГАЗ 52). Корни у мотора были американскими - лицензию на производство двигателя Dodge D5 ГАЗ приобрел в 1937 году, правда, с тех пор мотор был серьезно доработан.

/ Илья Наймушин/РИА Новости

5.Проектированием руководил главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт. Изначально "Победа" разрабатывалась под его началом в двух исполнениях : М-25 с шестицилиндровым двигателем объемом 2,7 литра и М-20 с экономичным четырехцилиндровым мотором объемом 2,1 литра. Однако лично Иосиф Сталин предпочел более экономичную модификацию. В результате за основу был взят 2,1-литровый 50-сильный агрегат, который состыковали с 3-ступенчатой "механикой".

6.По технике многое было заимствовано от упомянутого Opel Kapitan - подрамник, днище, лонжероны, усилители пола, передняя независимая подвеска - все это отсылало к немецкому "донору". Задняя же подвеска была выполнена по стандартной схеме с продольными рессорами и жесткой балкой моста.

Покупатели упрощенных Lada должны подписывать два допсоглашения

7.19 июня 1945 года после прохождения государственных приемочных испытаний предсерийный экземпляр "Победы" с индексом "М-20" показали Иосифу Сталину. Образец понравился, в результате выпуск серийной версии с индексом "М-20" стартовал на ГАЗе 28 июня 1946 года.

8.Однако первые условно серийные "Победы" изготавливались по обходной технологии, фактически вручную. В результате в 1946 году заводом были выпущены лишь 23 товарные машины, которые оказались к тому же "сырыми" - детонировали двигатели, шумел задний мост, вибрировала рулевая колонка, не обладал должной жесткостью кузов. Как следствие, первые экземпляры "Побед" с трудом преодолевали крутые подъемы и плохо разгонялись, а отопление салона не было предусмотрено конструкцией. В результате конвейер ГАЗа был остановлен в октябре 1948 года для устранения всех недостатков.

9.С 1949 года с конвейера стали сходить оперативно модернизированные "Победы" уже второй производственной серии, а выпущенные до этого машины были отозваны на завод для устранения дефектов. Новинки получила усиленный кузов, параболические рессоры, гидравлическую тормозную систему, коробку передач от ЗИМа взамен устаревшего аналога от ГАЗ-М1, модернизированный карбюратор, новые термостат и водяной насос, отопитель и обдув ветрового стекла. В итоге в 1949 году автомобиль и его создатели были удостоены Сталинской премии.

10. В 1955 году началось производство модернизированной "Победы" уже третьей производственной серии, получившей обозначение "М-20В". До 1958 года было выпущено более 184 000 таких классических "Побед". Кроме того, с конвейера в Горьком сошло 37 500 "Побед" в варианте для такси (ГАЗ-М-20А отличалась обивкой сидений, наличием таксометра и комплектацией салона) и 14 200 седан-кабриолетов (с жесткими дугами безопасности).

Также было построено 4 600 полноприводных "Побед" на шасси ГАЗ-69 и две гоночных версии ("Победа-Спорт", "ГАЗ-Торпедо"). Наконец, мелкими сериями собирались "Победы" с длиннобазной компоновкой и моторами, форсированными до 62 л.с. и 90 л.с. для милиции и спецслужб, а также пикапы, фургоны и парадные кабриолеты. Всего с 28 июня 1946 года по 31 мая 1958 года было выпущено 241 497 машин семейства "Победа".

Автомобиль ГАЗ-М-20 "Победа"
Российский автопром