Стены исторических зданий можно покрыть специальным инновационным лаком, после чего рисунок или надпись смоются обычной водой. Не пострадают от этого ни штукатурка, ни краска. Но так ли необходимо уничтожать любое уличное произведение искусства - разбиралась корреспондент "РГ".
Конечно, существуют уродливые "автографы" так называемых райтеров, есть даже зашифрованные предложения запрещенных веществ, которые распространители оставляют на стенах зданий. Но есть и настоящие художественные фрески, и артефакты истории. Например, после теракта в петербургском метро на трансформаторной будке у дома 29 по улице Серпуховская - рядом со станцией метро "Технологический институт", где все произошло, - появилась картина, изображающая тоннель и поезд в глубине, который движется на свет. Горожане регулярно оставляли там цветы - до тех пор, пока кто-то не пожаловался на несанкционированную роспись на портале "Наш Петербург". Несмотря на то что даже электросетевая компания, которой принадлежит постройка, не возражала против размещения граффити, его закрасили.
В 2020 году так же было ликвидировано изображение Иосифа Бродского на стене оштукатуренного забора напротив Дома Мурузи, где жил поэт. А ситуация с портретом Даниила Хармса на фасаде дома N 11 по улице Маяковского вообще дошла до суда. И несмотря на то что в защиту выступили не только жители дома Хармса, но и такие авторитеты в искусстве, как директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, портрет обэриута исчез из петербургского городского пейзажа. Правда, на его месте разместили световую проекцию. Штукатурка не портится, хотя изображение можно рассмотреть лишь в темное время суток. Вот только был это интересный авторский рисунок, созданный командой петербургских уличных художников, а теперь - просто фотография.
Городские чиновники руководствуются известным принципом: "Если никому нельзя - нельзя никому. Если можно одному - можно всем". Существуют "Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства", в которых указано: "Размещение росписей, рисунков, мозаик не допускается на лицевых фасадах зданий, сооружений, за исключением случаев, когда указанное размещение обусловлено архитектурно-градостроительным обликом объекта благоустройства". Менять регламенты, которые предусматривали бы исключения из правил, они, вероятно, опасаются. Но и покрывать инновационным лаком здания целиком, скорее всего, не будут.
Технология защиты от надписей при помощи лака разработана для совсем иных ситуаций. Исторические здания в центре Петербурга чаще страдают от вандалов, чем от честных попыток нести искусство в массы. А ремонт и покраска их фасадов - дело затратное и долгое, поскольку требует получения разрешительной документации, лицензированных исполнителей и только определенных материалов. Новый лак уже опробовали на домах на Загородном проспекте и в Банном переулке. Инновационная разработка содержит в своем составе силикон, является воздухо- и паропроницаемой, то есть на стене не будет образовываться конденсат. Стоимость покрытия одного квадратного метра - около 400 рублей. Однако горожане не считают, что такие работы - первоочередная необходимость. Под новостью об инновационном лаке оставлено несколько десятков комментариев, общая мысль которых - "очередная трата бюджетных денег".
- Идея очень хорошая, но вряд ли будет реализована на практике. В старом городе почти в каждом дворе требуется ремонт дворовых фасадов, а денег на ремонт нет уже лет сорок и на антивандальный лак тоже денег не будет, - написала Екатерина Таланова, обращаясь к сотрудникам Жилищного комитета.
ЗА
Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея:
- Граффити развивается как часть городской культуры во всем мире с 1960-х годов. Уже есть сотни имен, которые звучат в стенах известнейших музеев мира. А наши бюрократы продолжают думать, что они своим регламентом "переедут" современное искусство. Не надо бояться, что стоит разрешить - и все кинутся рисовать на стенах. Но такие явления, как портрет Хармса работы Паши Каса на улице Маяковского, необходимость их сохранения должны оценивать профессионалы, а не чиновники, прикрываясь регламентом.
ПРОТИВ
Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга:
- Я отношусь к граффити в центральной части Петербурга резко отрицательно. Исторический город - это сложившиеся архитектурные ансамбли не только площадей, но и улиц, и вторжение в них новых визуальных объектов, будь то граффити или вывески, разрушает сложившееся единство, нарушает композицию. Каким бы ценным ни было само изображение, это недопустимо. Кстати, когда развернулась дискуссия вокруг граффити с Бродским, я тоже был против, хотя имею самое прямое отношение и к Фонду Бродского, и к популяризации его наследия.
Возможно, где-то во дворах домов, которые не являются объектами культурного наследия, хотя и находятся под охраной, появление граффити допустимо. Но только при согласии жильцов и наличии разрешения КГИОП.