29.06.2022 09:45
Культура

Гасконец из аула: На российские экраны выходит комедия "Танцы на высоте!"

Текст:  Валерий Кичин
Хорошая комедия - в дефиците, комедия отличная - вообще раритет. Но вот нашелся отважный, бросивший перчатку самим Гайдаю с Данелией. Более того - продолживший традиции Абуладзе и обоих Шенгелая, создателей неповторимого "кавказского" стиля и специального комедийного языка. В прямом смысле: то есть когда люди Кавказа вопреки логике даже между собой говорят по-русски, но с акцентом, наполняющим зрительские души счастьем. С упоительной мелодикой речи. С особой экспансивностью. С ритмом жизни заторможенным и взрывным одновременно. С нездешним артистизмом в повадках и разговоре.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Танцы на высоте!"

И вот спустя много лет появилась новая комедия с Кавказа. Конкретнее: из Дагестана. Ее зовут "Танцы на высоте!" - она еще и музыкальная. И очень смешная.

Для многих она станет открытием созвездия новых талантов. Десятка колоритных актеров, которым в нормальном кинематографе была бы суждена блестящая экранная карьера. А прежде всего - сценариста и режиссера Амета Пики. Имя стоит запомнить: это автор остроумный и талантливый в умении увидеть рутинную жизнь с добрым юмором - получается необыкновенно смешно.

Сюжет при всех его забавных философствованиях не перегружен мудреностями и уже к середине фильма предсказуем, что для хорошей комедии необходимо. Горный аул. Люди, живущие на кручах среди звезд, почти уже в космосе. Старые обычаи, старые песни, старые мазанки, хибарки и сарайчики. И новая антенна для интернета. Только она не ловит.

Комедия о киношном закулисье "Главная роль" выходит на российские экраны

Сценарий написан так, что половина диалогов улетит в сборник "Крылатые фразы". Кавказские актеры жонглируют ими свободно и органично, и каждая реакция на сказанное, поворот головы, даже ритм их движений неуловимо смешны - фильм смотришь с прилипшей к губам улыбкой. Словно авторы сняли сиквел "Новые приключения кавказской пленницы".

В основе конфликта - стычка между непререкаемыми требованиями Совета старейшин аула и неумолимо наступающей на пятки современностью. Со всеми ее сомнительными новинками. И вот холостой парень Тофик, колдующий над ноутбуком, обнаруживает на мониторе Лилю Межконтинентальную - танцующую секс-бомбу. Она из клуба Twisted Asses (название лучше не переводить) и показывает, что такое тверк. Знаете, что такое тверк? Сексапильное трясение ягодицами. Каждый мускул - отдельно и в своей траектории. Многие знающие не могут оторваться. А незнающий Тофик, остолбенев, понял, что эту Межконтинентальную он должен немедленно украсть. По всем горским обычаям. И путь его теперь лежит в самый большой аул страны - в Москву. А там, предупреждают старейшины, черт знает что творится: "Там женщины как мужчины, а мужчины как женщины. Я сам два раза перепутал".

В Москву, в Москву стремится и юная Зарема - она поет и хочет в консерваторию. Предугадать дальнейшее можно уже по этому куцему синопсису, но любая комедия ценна не тем, что в ней будет, а тем, как все будет выглядеть. А выглядеть все будет как смерч комических твистов, парадоксов, приколов - приключений Тарзана в Нью-Йорке, или, точнее, Д'Артаньяна в Париже. Как сообщает автор фильма, Дюма и подсказал ход сюжета: Д'Артаньян - гасконец, то есть тоже горец, его горская экспансивность и простодушие парня "из глубинки" и стали причиной всех его парижских злоключений. Примерно так же сложится судьба Тофика - горячего гасконца из горного аула.

Главное сокровище картины, кроме остроумия автора и его умения даже монтаж сделать смешным, - ансамбль обаятельнейших человеческих типов, сотворенный очень одаренными актерами, в большинстве - с Кавказа. В ансамбль великолепно вписались мастера из Москвы и Питера - Владимир Долинский в роли инспектора из центра и Семен Фурман, неотличимый от коллег-аксакалов. Не говоря о неотразимой Еле Санько в роли Мымры из Гнесинки. Тофик у выпускника "Щуки" Яна Гахарманова ("Фантом") и Зюма-Зарема у Аны Джавакишвили ("А потом мы танцевали") цепко держат сюжет своими универсальными талантами - легки в комедии, незлобивы в приколах, выразительны в пластике и тоже бесконечно обаятельны.

Фильм "Реки" стал открытием, прогнозом и приговором

Хрупкая, любовно выделанная комедийная конструкция фильма держится на постоянном столкновении "высокого штиля" кавказских легенд с авторской иронией, сбивающей гордую птичку на лету: "Там, где начинается космос, издревле жили люди…", - эпически сообщает закадровый голос - и в момент наивысшего поэтического экстаза из распахнувшихся горных просторов в кадр вплывает огромная надпись на скале "Зарема дура". Так все начинается, и мы уже готовы к новым комическим подставам. И не ошибемся в ожиданиях. Будет нам и ушибленный московский поэт, и цитирующая "Курару" ватага интеллектуалов, и конная полиция, и даже прямой эфир секса с чатом, в котором участвуют Данелия, Параджанов, Шарль Азнавурян, а также педагоги режиссера Фенченко и Шахназавр.

Здесь всем рулит интернет. Или, как его именует Совет старейшин, интранут. Тофик попытался воспроизвести "неправильный" танец Лили Межконтинентальной, видео собрало двести миллионов просмотров - он стал звездой Сети, но как от этого отмыться, пока не знает: "За дерганье попой дают больше, чем ВВП аула за тысячу лет!". Он вообще будет стоять перед трудным выбором - и выйдет из ситуации с честью, как гасконец.

Ритм картины таков, что половина зала все это не успеет ухватить - автор веером рассыпает комические трюки от комедии положений и характеров до откроенного ерничества и капустника, причем в каждом углу кадра - будьте бдительны! - что-нибудь происходит. Есть, наверное, пара приколов, способных покоробить ревнителей нравов, но в восприятии комедии все субъективно. Одно бесспорно: вольный полет удивительной картине вместо горючего обеспечивает, как в "Чудаках" у Эльдара Шенгелая, сила неистовой, все согревающей любви.

С 30 июня на экранах кинотеатров.

Наше кино