29.06.2022 10:01
Происшествия

Почему в Сибири растет число пропавших детей

Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №138 (8786)
Летние каникулы - это в том числе рост числа звонков на "горячие линии" экстренных служб. В неизвестном направлении на красном велосипеде укатил 11-летний Пашка. Никого не предупредив, отправилась в Тюмень юная Оля. Девочка решила, что уже достаточно повзрослела, чтобы начать самостоятельную жизнь. Семиклассника Ваню полицейские обнаружили в Крыму. Обаятельный мальчишка умудрился добраться туда автостопом. Родители чуть с ума не сошли.
Самостоятельный, но не безрассудный - таким родители хотят видеть своего ребенка. Найти эту грань получается не всегда, ведь воспитание - наука сложная / Татьяна Кравченко
Читать на сайте RG.RU

Многие взрослые, обнаружив пропажу сына или дочери, пытаются разыскать их самостоятельно и теряют драгоценное время. Именно так произошло три года назад, когда молодая семья, отправившись за ягодами в леса Большереченкого района, потеряла трехлетнего малыша. По словам взрослых, они оставили Колю всего на пятнадцать минут. А уходя, заперли дверь автомобиля. Тем не менее ребенок сумел из него выбраться. Родители обратились за помощью только спустя три часа, уже вечером.

Колю искали более семисот полицейских и волонтеров. Приехали спасатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга. Прибыл вертолет Росгвардии и два частных самолета. К розыску подключились местные жители, водители внедорожников, квадроциклов, конные отряды, кинологи. Люди приносили навигаторы, фонари, бензин. Из столицы прислали беспилотник и картограф.

Полицейские и спасатели прочесали восемьдесят квадратных километров чащи. И к огромному счастью спустя двое суток нашли ребенка живым и невредимым. Если бы родители сразу забили тревогу, сделать это можно было гораздо раньше.

В прошлом году потерявшегося в омском лесу мальчика также искали всем миром. А Слава, как потом выяснилось, вовсе не терялся. А просто играл с поисковиками в прятки. Скрываясь в кустах, подросток с любопытством наблюдал за действиями взрослых, пока его не нашли с помощью вертолета. У мальчика даже в мыслях не было, что вести себя подобным образом непозволительно.

Детский омбудсмен Львова-Белова рассказала "РГ" о проблемах и поддержке подростков

- Малышей, которые гуляли во дворе и внезапно пропали, как правило, удается найти очень быстро. С подростками сложнее. Они могут отправиться с друзьями на дачу, уехать на электричке или на поезде, куда им вздумается (паспорта сейчас выдают с четырнадцати лет). На поиски детей, которые уже считают себя взрослыми, времени уходит больше, но найти удается практически всех, - рассказала "РГ" заместитель начальника отдела ПДМ УМВД России по Омской области Юлия Кулагина. - Причин, почему они уходят из дома, несколько. Это и отсутствие доверительных отношений между детьми и родителями, и слабый контроль старших над младшими. Или, наоборот, слишком навязчивая опека взрослых, вызывающая у детей активный протест. Многие родители вообще не знают, с кем общаются их дети и где их в случае чего следует искать.

Сейчас на профилактическом учете ОВД состоят 1 800 несовершеннолетних омичей. У некоторых периодическое бегство из дома уже вошло в привычку, а кто-то теряется впервые. По данным УМВД, с начала года общее количество детей, находившихся в розыске, достигло 136 (это на двадцать процентов больше, чем год назад). И вот опять на горячую линию звонит перепуганная мать:

- Сын пропал. Пришла домой, нет ребенка. Телефон отключен. Где может быть, не знаю. Помогите!

Помощь приходит незамедлительно. Процесс давно отработан. К поиску моментально подключаются полицейские службы, добровольные отряды. В соцсетях тиражируются ориентировки. Спасатели и волонтеры обзванивают и опрашивают соседей, знакомых, прохожих. И, как правило, ребят находят. Кто-то убежал в соседний двор попить водички и заигрался. Кто-то решил провести время с друзьями. А кто-то отправился понырять в заброшенном пруду.

Сейчас у полицейских гораздо больше технических и иных возможностей для розыска детей, чем в 2008-м году, когда весной средь бела дня пропала и как в воду канула пятиклассница Даша Некрасова. Дело до сих пор не закрыто, родители не теряют надежду.

Увы, нередко взрослые сами становятся виновниками пропажи детей. Недавно посреди ночи в открытую дверь вышла трехлетняя Настя. Родители, гостившие у приятелей, проснулись только потому, что замерзли из-за сквозняка. К счастью, полицейские, к которым они догадались сразу обратиться, успели предотвратить беду. Окоченевшего ребенка, прошагавшего почти километр и свернувшегося калачиком у обочины дороги, увезла неотложка. Врачи девочку выходили, все обошлось. Но не повторится ли эта ситуация?

Советы родителям

Говорите с ребенком о его безопасности. Приучайте делиться с вами своими страхами и сомнениями.

Объясните детям, как они должны себя вести, встретив незнакомого человека. Научите их говорить "нет".

Придумайте семейное секретное слово. Если сын или дочь произносят его вам в телефонном разговоре, значит, у них неприятности и требуется помощь.

Научите ребенка, оказавшегося в незнакомом месте или тревожной ситуации, обращаться за помощью к людям в форме: полицейским, сотрудникам скорой помощи и другим.

Если ребенок находится вне дома, периодически уточняйте его местоположение. Убедитесь, что дети знают домашний адрес, а также телефоны полиции, пожарной службы, скорой помощи.

Справка "РГ"

По данным УМВД России по Омской области, в прошлом году за три летних месяца подростки совершили 84 преступления, 2 847 административных правонарушений. Самовольных уходов - 70. Девять детей погибли на водоемах, шестеро выпали из окон многоэтажных домов. На профилактическом учете ОВД учете состоят 1 846 несовершеннолетних, а также 3 117 родителей, отрицательно влияющих на детей.

Мнения

Нужно ли ужесточать ответственность для родителей, дети которых попадают в опасные ситуации или бегут из дома? Необходимо ли увеличивать штрафы для взрослых?

Алеся Яблонских, руководитель новосибирского поискового отряда "Лиза Алерт":

- Законом предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, но мы не можем все случаи пропажи детей стричь под одну гребенку. Есть дети, которые потерялись, есть дети, которые оказались в чрезвычайной ситуации, поэтому не вернулись, а есть дети-"бегунки". Каждый ребенок, который ушел в школу и не вернулся, со своей историей. Она складывается из жизни ребенка, из того, что происходит в семье. Если поисками пропавшего ребенка занималась полиция, то, естественно, сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних в дальнейшем анализируют ситуацию. В случае, когда они видят необходимость, семью ставят на профилактический учет и уделяют ей особое внимание. Но главное, чтобы родители усвоили урок и предприняли меры, чтобы такие ситуации с их детьми не повторялись.

Анна Тажеева, общественный активист в сфере защиты прав детей:

- Я считаю, что штрафы никому и никогда не помогали. Если мы говорим о несчастных случаях, которые происходят с детьми из благополучных семей, то тут родители уже сами себя наказали. Ни одна нормальная мать не пожелает плохого своему ребенку. Нередко бывает, что родители работают, ребенок куда-то отлучился, и мама надеется, что с ним все в порядке, а он пошел купаться и утонул. Можно ли предотвратить такое? Попытаться можно - с помощью уроков безопасности в школах и других мер, - но стопроцентной гарантии это не дает, не держать же ребенка взаперти. А неблагополучным родителям на штрафы и вовсе наплевать. Они живут на пособие, и если их штрафовать, то государство таким образом просто-напросто заберет деньги у детей в этих семьях.

Подготовила Ольга Диянова

Охрана порядка Семья и дети Омская область Новосибирская область Сибирь