Как раз перед нашей встречей Ольга Андреевна случайно обнаружила в бумагах отца военные письма. Будущий композитор (а тогда двенадцатилетний мальчик) писал их из эвакуации отцу, хирургу Павлу Платоновичу Петрову на фронт.
- Отец с младшей сестрой Мариной и их матерью - моей бабушкой Ольгой Петровной были эвакуированы из Ленинграда в Сибирь, в городок Ленинск-Кузнецкий. Как вспоминал папа, они сами сажали картошку, а зимой на рынке покупали замороженные блюдечки молока. Молоко продавцы разливали по блюдечкам, на сильном морозе оно быстро застывало, и вот этот молочный лед и продавался, - рассказывает Ольга Андреевна.
Адрес на конверте: полевая почта N 55765. "Дорогой папа! Как ты живешь? Я продолжаю учиться на скрипке. У нас здесь очень холодно, от минус 15 до минус 25 каждый день... Вот какие у меня отметки за первое полугодие. Русский письмо - 5, русский устно - 5, арифметика - 5, история - 5, естествознание - 5, география - 4. Пока, всего хорошего. Целую. Адя (так в семье называли Андрея. - Ред.).
- То есть, хотя Андрей Павлович и играл на скрипке, он в ту пору не думал о стезе композитора?
- Тогда еще нет. В Ленинске была библиотека, и будущий композитор перечитал ее практически всю. Стал сам писать повести и рассказы и сам же иллюстрировал. Решил стать писателем. Но когда вернулся в Ленинград и сходил на фильм "Большой вальс", то передумал и захотел сочинять музыку. Как папа рассказывал, он тогда вообразил (судя по фильму), что композиторы живут легко и радостно - ездят в каретах с прекрасными женщинами да еще и слышат мелодии, которые им "насвистывает" сама природа. И он пошел в Музыкальное училище имени Римского-Корсакова, потом в консерваторию, в класс композиции. В стенах консерватории познакомился с будущей женой (моей мамой) Наташей Фишковой.
Но все-таки музыкальная династия Петровых началась не с Андрея Павловича. Прадед Петр Ваулин был знаменитым художником-керамистом, отделывал фасады Соборной мечети в Петербурге, Третьяковской галереи в Москве. Его сын Александр, дядя будущего композитора Петрова, окончил консерваторию по классу композиции. В революцию эмигрировал, и его судьба сложилась не очень счастливо. Но именно на его скрипке в детстве играл Андрей Петров, она поныне лежит в квартире на Петровской набережной. А дочь Ваулина - Ольга (мать Андрея Петрова) была художницей. Не музыкантом, но натурой творческой.
Ольга Андреевна - единственный ребенок Андрея и Наталии Петровых.
- Наверное, это было предопределено, что я так или иначе буду музыкантом. Но становиться пианисткой, часами сидеть за роялем мне не хотелось. К тому же не хотелось играть чужое, хотелось создавать свое. Пробовала сочинять уже в пять-шесть лет. При поступлении в музыкальную школу (ныне это школа имени Петрова) сыграла свою маленькую пьесу, которая называлась "Погоня за петухом". Комиссия меня спрашивает: "Кто гонится за петухом?" Я: "Курица!", мне тогда так казалось. Все засмеялись, - вспоминает Ольга Андреевна.
- А ноты "Погони за петухом?" Сохранились?
- Нет. Но когда мне было лет десять, пара моих пьес была даже опубликована в сборнике детских пьес, кажется, издательства "Композитор". А в десятом классе мы с подругой сочинили две сцены к опере "Винни Пух" и даже исполнили их на школьном концерте. Я сочиняла музыку, подруга - либретто. Через несколько лет режиссер Эмиль Пасынков - тогда он был главным режиссером Пермского театра оперы и балета - попросил нас дописать "Пуха" до размера полноценного двухактного спектакля. Дописали, и он был поставлен в нескольких театрах страны. Кстати, в петербургском театре "Зазеркалье" он поныне идет, - уточняет Ольга Андреевна.
"В музыку" пошли и ее дети: Манана и Петр, хотя супруг - Гиви Гогитидзе по основной профессии моряк. Но мелодии моря - ведь тоже музыка, и насколько завораживающая - знаем мы все.
- С Мананой интересно получилось. Когда мы ее принесли из роддома, то моя бабушка, уже по материнской линии (она была пианисткой, но хорошо пела), посмотрела на младенца очень внимательно, и сказала, что Манана будет певицей. Собственно, так и получилось. Манана после окончания школы колебалась, куда поступать: в театральный или в консерваторию на вокальный, в итоге выбрала театральный. Но она поет в спектаклях, в основном в мюзиклах, и нередко в концертах, - говорит Ольга Андреевна.
Вспоминает Манана Гогитидзе:
- Походы на концерты и в театры мне были обеспечены с детства. Но, как и многие дети, музыкальную школу я не очень любила, хотя петь обожала с пеленок. И маме приходилось заставлять меня заниматься на фортепиано. В старших классах школы стало окончательно понятно, что моя жизнь будет связана с музыкой и театром, и сейчас я благодарна за то, что могу сесть за рояль и саккомпанировать себе! Я не представляю себе жизнь без музыки! А теперь я так же заставляю своего сына заниматься. Надеюсь, он тоже будет потом мне благодарен, хотя, скорее всего, музыка не станет его профессией. Хотя... кто знает?
Правнуки Андрея Петрова - сын Мананы Филипп и дочь Петра София - могут стать продолжателями музыкальной династии. Филипп учится в музыкальной школе по классу ксилофона, София - по классу фортепиано.
- И еще мне очень нравится петь. В Музыкальном театре детей Марины Ланда участвую во многих спектаклях. Вообще музыку я очень люблю, - говорит София.
Большое семейство любит собираться вместе на праздники. И обязательно к угощению добавляют творческую часть. Поздравления - как сценический музыкальный номер, и обязательно - с участием детей.
У многих вещей в квартире Андрея Петрова своя история. Вот стоит секира. С такими ратники по сцене в спектаклях ходят. На одной стороне лезвия - нотный стан. Подарок композитору на премьеру оперы "Петр I" в Кировском театре. Изящная кофейная чашка с портретом Александра Сергеевича - к премьере балета "Пушкин. Размышления о поэте". Большая настенная тарелка с изображением необычного чаепития: за столом сидят герои произведений, музыку к которым писал Петров. Петр Великий, Пушкин с Натали, Адам и Ева. И рядышком - верный Белый Бим Черное Ухо. Тяжелое монисто - подарок поэта Евгения Евтушенко супруге Андрея Петрова - Наталии.
- Он вошел в дверь и сразу повесил это монисто ей на шею. Ее, такую маленькую и хрупкую, чуть к земле не пригнуло, - Ольга Андреевна берет в руки увесистое ожерелье.
Необычен предмет, не имеющий отношения к музыке: занавес из веревок, на которые нанизаны винные пробки. Пробки композитор просил в кафе, которое находилось в их доме. И нанизывал он их в печальный период - когда умер его отец. Монотонные действия приносили успокоение.