30.06.2022 18:49
Культура

Александринский театр объявил планы на новый сезон

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
30 июня Национальный драматический театр России (Александринский театр) завершает 266-й сезон. Художественный руководитель Валерий Фокин, директор Сергей Емельянов и генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич рассказали на пресс- конференции об итогах сезона - 2021-2022 и поделились творческими планами на новый сезон.
Спектакль "Товарищ Кисляков". / пресс-служба Александринского театра
Читать на сайте RG.RU

Что сделано

266-й сезон Александринский театр впервые открыл для публики не в Санкт-Петербурге, а в Псковском кремле. Там 2 и 3 сентября 2021 года на Вечевой площади перед Троицким собором состоялась премьера специальной версии спектакля Валерия Фокина "Блаженная Ксения. История любви".

- Мы не раскачивались, сразу включились в работу. Сезон был трудным, - подвел итоги Валерий Фокин. - Но, с другой стороны, любой сезон трудный, не бывает легких театральных сезонов. Так и должно быть. Безусловно, сложившаяся ситуация в стране, всем известная, накладывает свои отпечатки, расставляет особые акценты. Скорректированы, прежде всего, наши международные отношения с театрами, пришлось отменить гастроли в Сербию, Болгарию, Австрию.

Первой премьерой сезона на Основной сцене стал спектакль художественного руководителя Венгерского Национального театра (Будапешт) Аттилы Виднянского по роману Франца Кафки "Процесс". Роль Йозефа К сыграл Иван Трус. На Новой сцене состоялась премьера спектакля Никиты Кобелева "Тварь" по пьесе Валерия Семеновского (на основе романа "Мелкий бес" Ф.К. Сологуба). "Оба спектакля, с точки зрения моей и театра, интересны. Они разные. Кафка - непривычный, "цветной" (не мрачный, черно-белый). Кому-то он понравился, вызвал интерес, кто-то не принял постановку - это нормально, так и должно быть в театре. Мне нравится спектакль "Тварь", и, судя по отзывам критиков, зрителей, он получился. Актуальный, острый, с хорошими актерскими работами", - оценил премьеры руководитель театра.

В Москве прошли Дни Александринского театра - на Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова и в Центре им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ). В программу были включены образовательные программы, творческие встречи, мастер-классы, мероприятия, направленные на популяризацию театрального искусства, на повышение творческой квалификации профессиональных кадров. Впервые в Москве были показаны спектакли "Рождение Сталина" Валерия Фокина, "Маузер" Теодороса Терзопулоса по пьесе Хайнера Мюллера, "Дети солнца" Николая Рощина по пьесе Максима Горького. В конкурсе Российской национальной театральной премии "Золотая Маска" Александринский театр сыграл спектакли "Нана" Андрия Жолдака по роману Эмиля Золя и "Товарищ Кисляков" Андрея Калинина по роману Пантелеймона Романова.

Три "Золотые маски" пополнили наградную коллекцию Александринского театра

В рамках федеральной программы "Большие гастроли" состоялись Дни Александринского театра в Казани, на Основной и Малой сценах Театра Камала были показаны спектакли "Маузер" и "Вертинский. Русский Пьеро" (моноспектакль народного артиста России Николая Мартона, режиссер Антон Оконешников). Затем Дни Александринского театра прошли в Якутске, на сцене Саха академического театра им. П.А. Ойунского зрители увидели спектакль Валерия Фокина "Женитьба".

На Основной сцене Александринского театра впервые в Санкт-Петербурге состоялись гастроли Танцтеатра Вупперталь Пина Бауш. Был показан спектакль великой немецкой танцовщицы и хореографа Пины Бауш (1940-2009) "Полнолуние". Гастроли были организованы в рамках программы Года Германии в России в партнерстве с Гёте-институтом и прошли под эгидой Международного театрального фестиваля "Александринский".

Спектакль главного режиссера Николая Рощина "Дети солнца" был показан в Будапеште на сцене Венгерского Национального театра (Nemzeti Színház) в программе Международного театрального фестиваля имени Имре Мадача (MITEM, Madách International Theatre Meeting). Спектакль Андрея Калинина "Товарищ Кисляков" участвовал в фестивале "Биеннале Театрального искусства" (Москва).

Спектакли Новой сцены были отмечены Национальной театральной премией "Золотая Маска": "Товарищ Кисляков" - в номинации "Спектакль малой формы", лауреатом в номинации "Женская роль" стала Анна Блинова за роль Нана в спектакле "Нана". Художник по свету Александринского театра Игорь Фомин награжден премией за работу в спектакле "Танцующая в темноте" (театр "Старый дом", Новосибирск). Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин отмечен специальной премией "Золотая Маска" "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства".

О планах

267-й сезон (2022-2023) начнется 30 августа. 31 августа театр встретит юбилей исторической сцены, построенной по проекту архитектора Карла Росси 190 лет назад, в 1832 году. 9 сентября - премьера спектакля Валерия Фокина "Один восемь восемь один".

"Спектакль, основанный на исторической пьесе Бориса Акунина, посвящен трагическим событиям 1881 года, - рассказал режиссер. - 1 марта произошло седьмое покушение на императора Александра II. Это день его гибели. На престол вступает его сын - Александр III. Время окончания одной эпохи и наступления другой, время заканчивающихся реформ и начинающихся других движений. На мой взгляд, Национальный театр России должен говорить о таких крупных исторических событиях. Прошло более 100 лет, история повторяется, мы снова ищем путь… После спектакля "Сталин" мне захотелось" порассуждать и на эту тему". В спектакле заняты: Иван Волков (Александр II) и Иван Трус (Александр III), а также народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и России Петр Семак, Андрей Калинин, Анна Блинова, Василиса Алексеева, народный артист России Владимир Лисецкий, Виктор Шуралев и другие.

Валерий Фокин о том, почему Петербург ждет гастроли Театра на Бронной

К постановке в сезоне запланированы спектакли: "Отелло" Николая Рощина по Шекспиру, "Габриэль Боркман" Андрея Калинина по Ибсену, "Чайка" Елены Павловой по Чехову, для детей - "Руслан и Людмила" Антона Оконешникова по Пушкину. На первую половину сезона в продолжение цикла "Монологи в Царском фойе" намечена премьера моноспектакля Николая Мартона по произведениям Пушкина.

В планах - гастроли в Омске, Петрозаводске, Улан-Удэ, Баку. 1 ноября 2022 года спектакль Валерия Фокина "Честная женщина" будет показан на "Биеннале театрального искусства" в Москве. В апреле 2023 года пройдут обменные гастроли с МХТ им. А.П. Чехова.

Фестиваль "Александринский"

Премьера "Один восемь восемь один" откроет XIII Международный театральный фестиваль "Александринский" - этот форум будет проведен впервые после четырех лет перерыва. В афише - спектакли Саха академического театр им. П.А.Ойунского "Король Лир" и "Шесть персонажей в поисках автора", режиссер Андрей Борисов; "Смерть Тарелкина" Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина, режиссер Хуго Эрикссен; "Муть. Мухаджиры" по роману Махмуда Галяу Татарского академического театра им. Г. Камала, режиссер Фарид Бикчантаев; "Война и мир" Театра им. Евг. Вахтангова, режиссер Римас Туминас (показы этого спектакля проведут совместно с Театром-фестивалем "Балтийский дом"). Пригласили театр "Гешер" из Израиля, планируют посвятить спектакль (а, возможно, вечер) памяти Евгения Арье, основателя театра, человека питерского, ушедшего недавно из жизни.

Валерий Фокин: Национальные сцены России впервые за всю историю объединились

Новая сцена

- Мы провели в сезоне около 250 мероприятий, - поделился генеральный продюсер Новой сцены Александр Малич. - Начали его с джазового фестиваля, с проведения параллельной программы (лекционной) гастролей театра Пины Бауш. Затем вводили зрителей в контекст премьер Аттилы Виднянского, Никиты Кобелева. Выпустили иммерсивный спектакль "Притча о рыбаке" в формате "Прогулки по Новой сцене", смотреть его можно с завязанными глазами, в наушниках… Новая сцена стала резиденцией современного танца не только в Петербурге, но и в России, выпустили несколько премьер - вместе с петербургскими хореографами и их командами. Огромный интерес оказался к кинотанцу, мы сделали три мини-фестиваля. Выпущен интерактивный спектакль "Добрая сказка" (при помощи искусственного интеллекта), в следующем сезоне продолжим выпуск детских программ.

В ноябре 2022 года пройдет премьера третьего сезона программы "Другая сцена" - "Шекспир. Сонеты". Помимо артистов Александринского театра в спектакле в формате онлайн будут заняты артисты из Альметьевского драматического театра (Республика Татарстан) и Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана (Йошкар-Ола). Спектакль одновременно будет идти на сценах трех театров на трех языках. Режиссер проекта - Антон Оконешников.

Лариса Луппиан рассказала о планах Театра Ленсовета на новый сезон

Новая сцена продолжит свою работу и летом. Программ запланировано немало. О них можно справляться в социальных сетях.

- Я доволен, как работает Новая сцена - по-моему, очень интенсивно, интересно, все функции театрально-культурного центра она выполняет, - заметил Фокин.

В мае 2023 года этому комплексу исполняется 10 лет. Он получит имя Всеволода Мейерхольда, а во внутреннем дворе должен появиться памятник великому режиссеру и реформатору театра. Как подчеркнул Валерий Фокин, Мейерхольд всегда был связан с этим городом - и после переезда в Москву. В Петербурге были его первые открытия, студии, десять поставленных в Александринском театре спектаклей, ставших эталоном развития мирового театра.

Прямая речь

Сергей Емельянов, директор Александринского театра:

- Уходящий сезон был насыщенным, хотя и сложным. Наш театр бьет все возможные рекорды - по экономике, по посещаемости. Это, конечно, счастье. Надеюсь, что зрительский спрос сохранится. То, что идет в Александринском театре - это всегда актуально и интересно.

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра:

- Я вижу аншлаги на наших спектаклях, которые уже не первый год идут - на "Швейке", "Рождении Сталина", "Честной женщине", "Детях солнца"… Зрители не просто так приходят, а с полным понимаем, зачем, почему идут. Это понимание глубокой актуальности, нашей общей сегодняшней жизни - потрясающие моменты, рожденные временем. А театр должен художественно регистрировать то, что происходит в жизни, за окнами, это наша задача.

Драматический театр Санкт-Петербург