Как вы встретились с этими ребятами? Почему именно с ними стали сочинять спектакли?
Анвар Либабов: Видимо, так было суждено. Бог послал, наверное. Случилось это в 2018 году. К юбилею дома-интерната "Филимонки" (тогда он так назывался) готовили праздничную программу с детьми.
Тогда же руководители интерната побывали в Петербурге на спектакле театра "Лицедеи", мы познакомились. Потом они приехали к нам с детьми - с костюмами, реквизитом, показать, что умеют. А дальше ночью (всегда хорошие идеи почему-то приходят по ночам, откуда-то свыше) я придумал для них первую часть спектакля - "Кукушата". О родовом гнезде, из которого птички улетают, а на их месте появляются новые птенцы. Назвали мы его "Мечтатели". Очень пронзительные сцены там есть. Во время чаепитий ребята рассказывали мне о своих мечтах, страхах, я записывал их откровения.
Когда в театре у меня было свободное время, я летал к ребятам, репетировали. И произошло чудо - сложился полноценный спектакль из двух отделений. Потом "Мечтатели" "преобразовались" в "Высоких карзиков" - по аналогии с группой "Высокие братья" (есть такой уличный клоун-театр). Все согласились: хорошее название! Премьера прошла в московском Детском музыкальном театре имени Наталии Сац. Все серьезно! Играли в Московском областном ТЮЗе под руководством Нонны Гришаевой, во "Дворце на Яузе", в "Современнике", на сцене питерского Дома актера, в театре "Лицедеи", на фестивале "Дикая мята", в Пскове - на прошлом фестивале "Другое искусство"…
Кто это - карзики?
Анвар Либабов: Вот и дети спрашивали меня. Это народное название карликов, маленьких людей. "А мы не маленькие", - говорят. Встали на ходули - стали высокими карзиками.
Затем появился "Городок в табакерке" - по сказке русского писателя Владимира Одоевского. Премьера в Московской консерватории, вместе с оркестром, хором, органом. Тексты читала актриса "Современника" Алена Бабенко.
"Где-то когда" - наш третий спектакль. Эстрадный, про цирк, который приехал в город. Название философское, обобщающее. Рабочее название - "Типатупоцирк". Смешно ведь? "Типо, тупо…" - этот новый русский язык уже слышен повсюду… Участники: восемь воспитанников, четыре сотрудника центра - директор и его зам, медбрат и социальный работник, два актера театра "Лицедеи" - Наталья Шалаева (Кейхель) и я. Привозил в "Филимонки" из Питера педагогов, они учили ребят, как жонглировать, как с кнутом работать, на ходулях шагать. Препятствия преодолевали - пандемия, все нельзя… останавливались…
Боялся, что не хватит номеров на полноценный спектакль, а в итоге пришлось сокращать - перебор! Те, кто не участвовал, просили: "Дядя Анвар, и меня возьмите в театр!"
Премьера состоялась в мае на Малой сцене московского театра "Современник", будем там играть и дальше. Одну из главных ролей у нас исполняет Алена Бабенко. В Пскове эту роль сыграла Наташа. Это второй показ публике.
И уличные представления, которые так любят "лицедеи", вы тоже решили с ними делать?
Анвар Либабов: Конечно! Мы с ребятами даже дважды ездили в Венецию, город развлечений, карнавалов. Помог нам в этом Фонд "Дети Марии". На наши показы приходил художник Михаил Шемякин, давний друг "Лицедеев", он находился там на карнавале.
Сначала мы повезли перфоманс "Птицы рулят". Я очень волновался, получатся ли у моих артистов образы. По ночам делал костюмы, их себестоимость - не поверите! - 150-200 рублей. Из старья, полиэтилена, газет, пакетов для мусора…
Утренняя Венеция, город просыпается, люди пьют кофе в кафе, сидят на улице. И мы пьем кофе, читаем пожелтевшие бесплатные рекламные газеты - они не интересны, начинаем мять их, обматывать ими ноги. Заматываем скотчем - получаются куриные лапы. Переворачиваем баки с мусором - а там уже заготовлены мешки, в них костюмы. Делаем грим. Из рюкзака достаем шапочки и красные клоунские носики. На глазах изумленной публики - на площади Санто-Стефано! - за 25 минут мы "преображаемся". Мой образ - птица-вожак стаи, черный ангел. Поинтерактивили с публикой - куролесили, приставали к прохожим. Чирикали, каркали, пищали. Чесанули по улицам. Ребята раскрепостились. Выскочили на площадь Сан Марко, а там море голубей! Птицы - настоящие и актеры-птицы - начали общаться. Это было феноменально!
Вторая поездка - с "Рыбами". Я придумал светящиеся скелеты рыб, поднял их на шесты. На мостах, улочках и площадях давали вечернее представление "Венецианская корюшка".
Было готово новое представление, но третья поездка в Италию сорвалась нынешней весной из-за известных всем событий.
Как появляются костюмы, декорации?
Анвар Либабов: Все делаем сами. Так всегда было и у "Лицедеев". Шьем, рисуем, красим, реквизит собираем отовсюду. И свет, и звук - сами… Руслан, медбрат центра, в свободное время, по ночам, стругает, пилит, клеет. Друзья помогают, коллеги делятся с нами костюмами, мы их перешиваем. С миру по нитке. Многое - из подбора. Что-то нашли на складе. Например, пододеяльник с биркой из советского времени - на который проецируются мечты героини спектакля "Где-то когда-то".
В "Городке" - декорации из картонных коробок, ну словно из бересты, просто шедевры, можно на выставке представить! Их придумала замечательный художник Яся Рафикова.
Сейчас у нас репертуар, достойный театрального коллектива - несколько спектаклей, хореографических миниатюр. Есть и кинопродукция - мы сняли в Питере несколько видеороликов, а когда была пандемия, свободного времени уйма, ребята вместе с директором центра сняли у себя три коротких фильма - "Порядок прежде всего", "День знаний", "Нашим детям".
А как поживают "Лицедеи"?
Анвар Либабов: Театр жив, мы работаем, прошли много инстанций, отсудились, все документы в порядке. Пережили пандемию, накопили долгов, друзья нам помогли расплатиться. Думали, встанем с колен в зимние каникулы, на новогодних елках, а массовые мероприятия с детьми запретили. Коронавирус! Опять упали на колени, влезли в долги. Сейчас рассчитались, ура! И в апреле получили, наконец, нормальную зарплату. А так платили только молодым, мы, "старики, получали по ползарплаты, подзатянули пояса, лишь бы сохранить коллектив. У нас нет господдержки, это государственные театры получали во время пандемии дотации. Мы сами содержим театр, выпускаем спектакли, платим "коммуналку".
Нам, ветеранам, уже за 60, пенсионного возраста, Роберту Городецкому - 82, а он выходит на сцену! (Городецкий - автор легендарного номера "Грустная канарейка" - "Блю-Блю-Блю-Канари…". - "РГ"). Молодежь какая прекрасная у нас! Звезды! Группа The Hatters - это наши воспитанники - уже популярна, они были хедлайнерами праздника выпускников "Алые паруса".
Три премьеры у нас: комедийный моноспектакль Анны Музыченко Bathroom, ироничный stand-up без слов; "Светка" Снежаны Прудько (ребенок остается один дома во время Нового Года); спектакль "Шторм, Гладь и Бриз" - там любовный треугольник, женщина и два мужчины: героиня (Полина Бондарь) выбирает между достатком (я играю старого богатого человека, Гладь) и бродягой-моряком, романтиком (Шторм, в этой роли директор нашего театра Виктор Соловьев).
Наши воспитанники "Семьянюки" выпустили премьеру - "Amore na More". Это наш первый выпуск. Ребята талантливые, произвели настоящий фурор на фестивалях в Авиньоне, Эдинбурге. Еще театр "Битком", наши птенцы, сделали новый спектакль - "Тыгдер". Живем, работаем, все великолепно!
В Петербурге Анвара Либабова можно также увидеть в спектаклях БДТ им. Г.А. Товстоногова - "Фунт мяса", Театра имени Андрея Миронова - "Детектор лжи".