Соответствующий проект поправок к КоАП РФ направлен прежде всего на автодилеров, которые, как показывает практика, в массовом порядке отказываются продавать автомобиль клиенту без дополнительных опций. При этом эти навязываемые опционные надбавки, как известно, выливаются в существенное увеличение цены машины - в среднем от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
Согласно тем же поправкам, штрафные санкции предполагается адресовать также и страховым компаниям, которые принуждают водителей к покупке дополнительных услуг. При этом санкции в отношении дилеров и страховщиков предлагается увязать с тем, на какую сумму были навязаны оборудование и услуги. Точнее говоря - административный штраф на должностных лиц предлагается накладывать в размере двукратной стоимости от дополнительно навязанных товаров, работ или услуг. На юридических лиц - в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров, работ или услуг, сообщают "Известия".
Сейчас действия дилеров и страховщиков подпадают под категорию "Нарушение иных прав потребителей" (часть 2 ст. 14.8 КоАП РФ), однако финансовое наказание незначительное. Штраф для должностного лица - 1-2 тыс. рублей, для юридического - 10-20 тыс. рублей. То есть такие штрафы как минимум на порядок ниже, чем выгода, которую дилеры и страховщики сегодня получают за навязываемые "допы" и страховые пакеты.
Адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев согласен с тем, что ситуация с навязыванием дилерами допоборудования перешла все мыслимые пределы. "К сожалению, в условиях экономического кризиса, который начался еще из-за последствий пандемии распространения коронавирусной инфекции, менеджеры по продаже автомобилей и страховых услуг в целях компенсации упущенной выгоды в период локдауна, злоупотребляя своими возможностями, навязывают покупателям невообразимое количество дополнительных услуг и сопутствующих товаров, чем явно нарушают права и законные интересы покупателей", - заявил юрист "РГ".
По его словам, необходимо введение жесткого регулирования деятельности менеджеров и соблюдения ими законодательства о защите прав потребителей.
В то же время Гавришев сомневается, что принятые нормы немедленно заработают.
"Конечно же, данный законопроект будет принят в кратчайшие сроки, но, уверен, что его принятие - это показательная деятельность законодателя для демонстрации своего небезразличия к ситуации. При этом, принятые меры и введенные в КоАП РФ новые статьи работать не будут, так как помимо введения санкций, необходима разработка и механизмов применения этих санкций", - считает Алексей Гавришев.
Скептицизм выражает также и адвокат Станислав Король.
"На мой взгляд, внесение в Государственную Думу на рассмотрение настоящего законопроекта, как и его принятие, ничего существенно не изменит. Автосалоны найдут удобную для себя уловку и тут, сомневаюсь, что обычный потребитель будет в выигрыше. Принятие закона, на мой взгляд, пустое сотрясение воздуха", - считает юрист.
"В автосалоне при покупке авто все просто: вот тебе авто, вот тебе дополнительное оборудование на это авто. Хочешь - бери, или проходи мимо. Я сам пару лет назад делал покупку у корейского автодилера. Замучил их и себя, в итоге моя попытка приобрести автомобиль без допов не увенчались успехом. Но за упорство и знание закона, правда, сделали небольшую персональную скидку. И на этом всё", - добавляет Король.
Как бы то ни было, сам факт, что санкции против тех, кто навязывает дополнительные товары и услуги, станут строже, нельзя не приветствовать.