- Санкции прямо или косвенно затронули практически весь региональный бизнес. Безусловно, транзитные ограничения, недавно установленные Литвой, коснулись лишь санкционных товаров, однако это порядка 50 процентов от всей номенклатуры грузов, ввозимых в Калининградскую область, - прокомментировала ситуацию уполномоченный по защите прав предпринимателей региона Светлана Нижегородова. - Наземный транспорт, железнодорожный и автомобильный транзит всегда был основным для Калининграда, его важность сложно переоценить. Морскими перевозками компании начали активно интересоваться не так давно, когда возникли первые трудности с прохождением сухопутных границ. Перевозка морем, как правило, несколько дороже и сложнее в планировании. Переориентировать логистику с суши на море сегодня можно, но для этого необходимо увеличить количество паромов и на государственном уровне субсидировать такие грузоперевозки. В идеале предприниматели не должны ощущать разницу в цене и сроках доставки товаров между наземным и морским транспортом.
Бизнес-омбудсмен также добавила, что самой популярной мерой поддержки, за которой обращаются калининградские компании, остаются льготные займы на инвестиции и оборотные средства. "Быстрые и недорогие деньги" помогают предприятиям приспособиться к меняющимся экономическим и политическим условиям. На сегодняшний день по программе льготного регионального кредитования бизнес уже выбрал 2,5 миллиарда рублей. Всего заявок на такие займы калининградские предприниматели подали на сумму около четырех миллиардов рублей.
Бизнес не паникует и активно приспосабливается к новым условиям. Пока на складах хватает запасов товаров, однако отсутствует ясность, как пополнять их в будущем. Так, продукция одного из крупных питомников декоративных растений Калининграда уже пострадала от политики Евросоюза. Пятый санкционный пакет запретил поставки в Россию черенков, клубней и луковиц. Перестали ввозить розы, рододендроны, азалии и луковичные растения из Европы. Эти ограничения коснулись грузов, отправка которых началась с 10 июня. После ограничения транзита через Литву, введенного 18 июня, ситуация усугубилась.
В прошлом году объемы производства калининградской компании составляли 11 миллионов срезанных цветов, семь миллионов луковиц и 200 тысяч грунтовых декоративных растений. Грузы доставляли преимущественно автомобильными фурами в другие регионы России и страны ЕС.
Сегодня на предприятии отказываются давать какие-либо комментарии касательно логистики, поскольку ситуация продолжает оставаться сложной и во многом непонятной. Грузопотоки, вероятнее всего, переориентируют на паромы. Нужно будет искать и новых поставщиков посадочного материала. Работа в этом направлении уже ведется.
Западный эксклав страны готов принимать грузы и по воздуху. В аэропорту Храброво сообщили, что воздушные ворота региона сертифицированы под все типы воздушных судов, включая грузовые "Руслан-124", Boeing-747. Однако говорить о постоянной экспедиции товаров сегодня невозможно. В первую очередь это связано с высокой стоимостью провоза. Авиационный фрахт всегда был самым дорогим способом доставки, поэтому перевезти таким способом стройматериалы, цемент или топливо не получится. Зато самолет подойдет для поставок товаров народного потребления и лекарств.
В правительстве Калининградской области отметили, что вопрос транзитного эмбарго для Калининграда по-прежнему остается открытым.
- Судя по скудным обрывкам информации из Литвы, наличие проблемы как минимум признано на уровне Еврокомиссии. Разработанные предложения по учету калининградского транзита при реализации санкционных пакетов ЕС были направлены в Литву для комментариев. Идет их рассмотрение. Официальных документов по-прежнему нет, - пояснила руководитель агентства по международным и межрегиональным связям правительства региона Алла Иванова - Хотелось бы, однако, отметить, что сроки поджимают - поставщикам нужно планировать логистику доставки грузов в область.
По мнению главы ведомства, имплементация решений, призванных регулировать экспортно-импортные вопросы России и ЕС, не должна оказывать влияния на внутрироссийские межрегиональные экономические и логистические отношения. Проблему в любом случае не удастся "замести под ковер".
Андрей Романов, президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области:
- Сейчас идет удорожание от полутора до двух раз стоимости доставки из Калининградской области до европейской части России. Если транзитные ограничения не будут отменены Евросоюзом и Литвой, то для нас очень важным решением будет субсидирование новых тарифов. Мы предлагаем, чтобы эти расходы были сопоставимы с железнодорожным тарифом 10-01, который наиболее широко применялся компаниями Калининградской области. Это позволило бы сохранить конкурентоспособность наших предприятий. Ограничение транзита Литвой - определенный вызов для экономики региона, но он не смертельный. Мы в любом случае найдем варианты, как бизнесу продолжить свою деятельность. Сейчас плотно работаем по этому вопросу как с правительством региона, так и с федеральным центром.